Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Глава III. Адаптация и обучение
§ 3.1. Введение
Вряд ли в современной теории управления
можно отыскать более модные и привлекательные термины, чем адаптация и
обучение. Но в то же время нелегко отыскать какие-нибудь другие термины,
которые могли бы конкурировать с ними по перегруженности, неопределенности и
расплывчатости.
Тем не менее мы рискнем окунуться в
заманчивую и важную область современной теории управления, которая еще совсем
недавно, 15 лет тому назад, даже не упоминалась среди будущих проблем и не
относилась к разряду белых пятен на уже достаточно освоенной к тому времени
карте проблем теории управления. Нам придется, хочется нам того или нет,
привести рабочие определения терминов, на основе которых можно было бы сформулировать
постановки задач обучения, самообучения и адаптации. Для достижения успехов в
решении новых задач, как это неоднократно подчеркивал академик А. А. Андронов,
«необходимо произвести реконструкцию существующего математического аппарата,
необходимо отыскать математический аппарат, который был бы адекватен
отображаемым процессам и который был бы, кроме того, достаточно эффективен». В
основу такого математического аппарата оказалось возможным и удобным положить
вероятностные итеративные методы и, в частности, методы стохастической
аппроксимации. Как мы увидим, сравнительно небольшое развитие этих методов и
изменение их идейной направленности дает нам в руки удобный математический
аппарат, теории адаптации и обучения. Формально этот аппарат подобен аппарату
метода итераций, о котором мы много говорили в предыдущей главе.
Эта формальная аналогия сослужит свою
службу; она позволит нам в нужных случаях выяснять общность и различие между
регулярными и адаптивными подходами к решению проблемы оптимальности. Цель этой
главы состоит не в рассмотрении возможностей решения отдельных конкретных
задач. Наоборот, мы хотели бы здесь выработать общий подход, позволяющий решать
разнообразные задачи или целые классы задач, которые на данном этапе разумно
было бы отнести к области адаптации и обучения.
Что касается обсуждения и решения этих
задач, то им будут посвящены последующие главы.