Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 2. Пространственная устойчивость движения управляемого спутникаДля исследования пространственных движений спутника относительно центра масс используются уравнения, полученные в главе X. При движении центра масс спутника по круговой орбите эти уравнения имеют вид
где
- коэффициенты демпфирования, - самолетные углы, А, В, С — моменты инерции спутника. Предположим, что на спутнике установлена активная система регулирования трехпозиционного типа. Для простоты рассмотрим действие такой системы только в плоскости тангажа. Регулятор имеет чувствительный элемент, измеряющий отклонение от заданного угла тангажа и скорость этого отклонения далее значения вводятся в суммирующее устройство. Таким путем вычисляется значение аргумента управляющей функции Уравнения движения (2.1) с учетом системы регулирования запишутся
где с — величина регулирующего момента, - управляющая релейная функция, - коэффициенты, характеризующие ввод отклонения и скорости отклонения. Очевидно, что система уравнений (2.2) допускает частное решение вида
где решение определяется из уравнения
Движение, описываемое уравнениями (2.4), достаточно полно изучено в [7,161], где методами точечных преобразований и фазовой плоскости показано существование периодических решений типа автоколебаний. Предполагая существование решения, близкого по форме к уравнение (2.4) можно представить
где - неизвестные пока амплитуда и частота автоколебаний, которые определяются ниже.
Рис. 108. Будем считать, что управляющая функция является симметричной релейной функцией с временным запаздыванием, зоной нечувствительности и петлей гистерезиса (рис. 108). Для решения уравнения (2.5) применяется метод усреднения. Вводя новые переменные заменой получим
Производя в (2.6) усреднение по времени с учетом вида управляющей функции находим
где
- временное запаздывание, — коэффициент возврата реле, — ширина зоны нечувствительности, Для нахождения стационарных значений амплитуды и частоты автоколебаний положим
Однако получить решение системы уравнений (2.7) в аналитическом виде при условии (2.9) для управляющей функции, представленной на рис. 108, затруднительно. Поэтому рассмотрим отдельно каждый Случай неидеальности реле. Например, для релейной характеристики, близкой к идеальной, при малом временном запаздывании таком, что полагая в получим значения амплитуды и частоты автоколебаний в виде
Релейная характеристика с неидеальностью типа петли гистерезиса получается из релейной функции (рис. 108) при в этом случае для амплитуды автоколебаний имеем выражение
а частота автоколебаний определится из уравнения
Для релейной характеристики с зоной нечувствительности при и малом таком, что удовлетворяется приближенное соотношение получим
Таким образом, уравнение (2.5) имеет периодическое решение вида
где величины амплитуды и частоты периодического решения (2.14) определяются для каждого конкретного случая из выражений (2.10) — (2.13). Автоколебания устойчивы, если выполняется неравенство
где
Полагая в (2.15) , далее получим условия устойчивости для каждого конкретного случая неидеальности реле. Рассмотрим устойчивость частного решения
Преобразуем систему (2.2) к стандартной форме при помощи замены переменных
Здесь - новые переменные, — частоты линейной системы, определяемые формулами
В новых переменных система (2.2) имеет вид
где
Предположим, что между частотой автоколебаний и собственными частотами со выполняются точно или приближенно резонансные соотношения
Приближенное решение системы (2.18) будем искать в форме:
Рассмотрим сначала первый из резонансов (2.19), т. е. положим
где — расстройка частот, остальные Подставим (2.20) в (2.18) и усредним по явно входящему времени; с учетом (2.21) получим
где
Из (2.17) следует, что частному решению (2.16) соответствует частное решение системы (2.22) вида
Неустойчивости решения (2.23) соответствует возбуждение колебаний по координатам . Состояние устойчиво, поскольку из выражений для , следует, что поэтому состояние также устойчиво. Для выяснения устойчивости состояния преобразуем уравнение для и при помощи замены и получим
Состояние устойчиво, если выполняются неравенства
Легко показать, что первое из условий (2.25) выполняется, а второе условие (2.25), записанное через параметры системы, имеет вид
Для упрощения дальнейшего анализа положим в (2.26) , т. е. будем считать, что резонансное соотношение (2.21) выполняется точно.
Рис. 109. Неравенство (2.26) можно представить в виде
Выражение амплитуд автоколебаний спутника для разных случаев систем регулирования можно представить в виде: а) с временным запаздыванием:
б) с петлей гистерезиса:
в) с зоной нечувствительности:
Построим области устойчивости для каждой конкретной неидеальности реле согласно неравенству (2.27). Если выполняется условие то области устойчивости имеют вид, представленный на рис. 109 (а, б, в) для случая регулятора с временным запаздыванием, петлей гистерезиса и зоной нечувствительности соответственно. При области устойчивости представлены на рис. 110.
Рис. 110. Таким образом, наличие в системе регулирования малых по величине временного запаздывания, петли гистерезиса и зоны нечувствительности при расширяет область устойчивости частного решения (2.16), а при наоборот, приводит к ее сужению. Рассмотрим резонансное соотношение из (2.19) вида
Поступая аналогично изложенному, получим следующие условия устойчивости частного решения (2.16):
Здесь выражаются через параметры спутника (см. формулы главы X, стр. 298). Первое условие (2.32) выполняется, а второе имеет вид
где величина К зависит от параметров спутника, амплитуда автоколебаний. Для неравенства (2.33) можно провести исследование как и для неравенства (2.27) в случае резонанса (2.21). Из приведенного анализа следует, что наличие системы регулирования вносит существенные изменения в характер движения спутника, описываемого частным решением (2.16). Если неравенства (2.27), (2.33) не выполняются, то плоское управляемое автоколебательное движение спутника оказывается неустойчивым, тогда возможно появление пространственных управляемых автоколебаний спутника.
|
1 |
Оглавление
|