Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 3. Пространственная устойчивость и нелинейные колебания вертолетаЗдесь рассматривается пространственная устойчивость и нелинейные пространственные колебания вертолета на земле в условиях резонансов. 1. Уравнения движения и постановка задачи.В качестве модели вертолета, находящегося на земле, рассматривается твердое тело, опирающееся на упругие опоры (рис. 111), характеристики которых можно получить из диаграмм статического обжатия. Упругие опоры (гидропневматическая подвеска) в большинстве случаев заменяют системой пружин, прикрепленных к неподвижному основанию [143]. Для описания движения введем неподвижную систему координат В дальнейшем предполагается, что лопасти абсолютно жесткие, с жестким креплением к втулке вертолета и вертолет обладает двух плоскостной симметрией. Рассмотрение такой упрощенной модели оправдано только тем, что здесь выясняются лишь некоторые возможности появления резонансных пространственных колебаний вертолета. В дальнейшем эта модель может уточняться с учетом дополнительных факторов. Кинетическая энергия системы имеет вид
где Упругие пружины, моделирующие гидропневматическую подвеску, имеют следующие коэффициенты жесткости, являющиеся нелинейными функциями перемещений:
Здесь
Рис. 111. Потенциальную энергию системы можно представить в виде
где например, имеющие вид
причем Линейные части уравнений движения вертолета, соответствующие потенциальной энергии П вида (3.3), взаимосвязаны. Поэтому здесь предполагается, что выполняются соотношения
которые являются условиями разделения колебаний вертолета в линейной постановке. Это предположение может быть оправдано не для всех амортизированных систем и соответствует случаю, когда центр тяжести и центр жесткости совпадают, а главные центральные оси инерции совпадают с главными центральными осями жесткости. Например, в работе [143] указано, что для некоторых специальных типов вертолетных подвесок можно получить совпадение центра тяжести и центра жесткости. Предположим, что в системе существует возбуждение, причем возмущающая инерционная сила
где Уравнения движения, составленные с использованием уравнений Лагранжа второго рода с учетом величин третьего порядка малости относительно координат и их производных, имеют вид [73]
(кликните для просмотра скана) Здесь (см. скан)
Система (3.7) при
где
которому соответствуют вынужденные колебания вертолета с частотой Согласно этому решению возникают вынужденные колебания вертолета лишь в направлениях координат
2. Исследование устойчивости. Субгармонические колебания.При определении условий возбуждения пространственных колебаний вертолета здесь в уравнениях (3.7) учитываются лишь нелинейные члены второго порядка относительно координат и их производных. Резонанс типа
Условия устойчивости состояния
при невыполнении которых возможно возбуждение колебаний в направлении координаты имеют вид
Резонанс типа
где
откуда очевидно, что если Комбинационные колебания. Исследуем комбинационные резонансы типов
где Условия устойчивости решения (3.8) по отношению к координатам
где
Принимая
представим условия устойчивости для такого частного случая, когда учитываются только нелинейные инерционные члены в уравнениях движения, в виде
Можно показать, что для каждого рассматриваемого типа резонанса достаточными условиями для выполнения неравенств (3.16) является выполнение соотношений
Для этих трех случаев можно построить области на плоскости параметров 3. «Фазовые» портреты при пространственных колебаниях вертолета.Уравнения движения с учетом нелинейных членов третьего порядка имеют вид
где
Рис. 112. При выполнении резонансного соотношения
где
Если
где С — произвольная постоянная, а переменные
где
На основании первых интегралов (3.19), (3.20) строятся интегральные кривые на плоскости
где Далее интегралы (3.19), (3.20) представляются обобщающим соотношением
и строятся интегральные кривые в общем случае (рис. 38). При этом могут иметь место пять особых точек, соответствующих стационарным периодическим движениям вертолета. Особые точки Здесь рассмотрена лшль простейшая динамическая модель и показаны некоторые возможные резонансные колебания; эта модель может быть уточнена с учетом других фактов, и исследование резонансных колебаний можно выполнить аналогичным образом также для модели вертолета, более близкой к реальной действительности.
|
1 |
Оглавление
|