9.7 Аэростатная беспроводная сеть
Как отмечалось в разделах 9.1 и 9.6, базовую станцию каждой радиосоты необходимо располагать на большой высоте (на высотных зданиях, телевышках и т.д.). Учитывая, что количество высотных сооружений в г. Москве весьма ограничено, что характерно и для других городов России, такие высотные сооружения превращаются в «сборище» разнообразных антенн, работающих в различных диапазонах длин волн. Это приводит к серьезным проблемам электромагнитной совместимости ухудшению связи в каждой из сетей. Кроме того имеется и другая проблема. В коротковолновой части дециметрового и сантиметрового диапазона длин волн, в которых работает все рассматриваемое оборудование, доминирующим механизмом является прямая волна. Многолучевое распространение возникает в результате отражения сигнала от различных строений, элементов конструкций зданий и т.д. В результате на входе приемного устройства действует несколько сигналов, поступающих с разных направлений, что может привести к замиранию сигнала на входе приемного устройства.
В связи с этим возникает необходимость разработки новых технических решений. ИППИ РАН совместно с РНЦ «Курчатовский институт» и ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» предложил и реализовал оригинальное решение для создания беспроводной сети с использованием привязных аэростатов, обеспечивающих подъем базовой станции на высоту до одного километра. Использование привязных аэростатов приводит к резкому повышению качества связи за счет решения проблемы электромагнитной совместимости. Расположение базовой станции на привязном аэростате резко снижает проблему многолучевого распространения, характерного для скользящих к горизонту углов распространения. При разработке беспроводной аэростатной радиосети, получившей название «БАРС» (рис. 9.18), был решен целый ряд сложных технических проблем.
• Разработка легкого сверхпрочного троса, в котором заложено оптоволокно для передачи данных и медные провода для передачи электропитания.
• Разработка устройств стабилизации по вертикали и горизонтали базовой станции.
• Разработка устройств стабилизации температуры внутри базовой станции.
Рис. 9.18. Беспроводная аэростатная радиосеть (БАРС)
В настоящее время разрабатывается другой проект, участниками которого являются ряд ведущих фирм Европы и США. В рамках этого проекта предполагается поднять дирижабли с базовыми станциями на высоту до двадцати двух километров. Стоимость подъема одного дирижабля оценивается в десятки миллионов долларов. Стоимость проекта «БАРС» на два порядка ниже. Кроме реализации функции «последней мили» в проекте «БАРС» предусмотрена возможность оперативного создания сетей передачи голоса и видеоизображений, радиолокационного слежения за стационарными и движущимися объектами, контроля за состоянием окружающей среды и мониторинга объектов.