Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1.6.4 Метод введения дополнительного событияЭтот метод, предложенный Данцигом, Кестеном и Ранненбергом (метод коллективных меток - method of collective marks) и развитый затем Г.П. Климовым (метод «катастроф»), позволяет легко получить аналитические результаты в ситуациях, когда другие известные методы приводят к трудоемким выкладкам. Особенно эффективен он оказался при анализе ненадежных и приоритетных систем массового обслуживания. Сущность этого метода заключается в следующем. Пусть требуется найти некоторое распределение, характеризующее функционирование СМО. Производящей функции этого распределения (если распределение дискретное) или его преобразованию Лапласа - Стилтьеса придается вероятностный смысл за счет «раскрашивания» запросов или введения в рассмотрение потока «катастроф». Затем вводится в рассмотрение некоторое (дополнительное) случайное событие и вероятность его подсчитывается в терминах производящей функции или преобразованию Лапласа - Стилтьеса искомого распределения двумя различными способами. В результате получается уравнение, решением которого является функция, которая интересует исследователя. Проиллюстрируем этот метод, применив его для нахождения вероятностных характеристик системы MG1. Важной характеристикой производительности многих реальных систем является распределение периода занятости системы. Период занятости есть интервал времени с момента поступления запроса в пустую систему до момента, когда система впервые вновь окажется пустой. Знание периода занятости позволяет решать задачи, связанные, например, с планированием проведения в системе профилактических работ, исследованием возможности дополнительной загрузки прибора выполнением некоторой второстепенной «фоновой» работы и т.д. Обозначим Считаем, что выполняется условие:
гарантирующее существование стационарного распределения длины периода занятости рассматриваемой СМО. Утверждение 13. Преобразование
Доказательство. Легко видеть, что распределение длины периода занятости системы не зависит от того, в каком порядке обслуживаются запросы. Для облегчения анализа структуры периода занятости предположим, что запросы обслуживаются в инверсионном порядке, то есть на обслуживание всегда выбирается запрос, пришедший в систему последним. Такая дисциплина выбора из очереди кодируется как LIFO (Last In - First Out) или LCFS (Last Came - First Served). При такой дисциплине выбора из очереди каждый запрос как бы порождает период занятости системы запросами, пришедшими в систему после него. Причем структура и, следовательно, распределение длины периода занятости, порожденного некоторым запросом, такие же, как структура и распределение длины периода занятости системы. Используя эти рассуждения, мы приходим к пониманию того, что период занятости системы состоит из времени обслуживания первого запроса, с которого начался период занятости, и случайного числа периодов занятости, порожденных запросами, пришедшими в систему за время обслуживания первого запроса. Теперь предположим, что независимо от функционирования данной системы поступает простейший поток катастроф интенсивности s. Введем в рассмотрение (дополнительное) событие А, состоящее в том, что за данный период занятости не поступили катастрофы. Напомним, что согласно вероятностной трактовке преобразования Лапласа - Стилтьеса, величина
Найдем теперь вероятность этого же события иначе. Назовем произвольный запрос «плохим», если за период занятости, порожденный им, наступает катастрофа. Используя достигнутое нами понимание структуры периода занятости, нетрудно убедиться, что для того, чтобы запрос, с которого начался период занятости, был неплохим (вероятность этого есть Р(А)), необходимо и достаточно, чтобы за время его обслуживания не поступили события из суммарного потока катастроф и потока плохих запросов. Поток катастроф является простейшим потока интенсивности s. Поток плохих запросов получается из исходного простейшего потока интенсивности Таким образом, используя еще раз вероятностную трактовку преобразования Лапласа - Стилтьеса мы получаем следующую формулу для вероятности события
Сравнивая выражения (1.83) и (1.84), мы убеждаемся в справедливости формулы (1.82). Утверждение 13 доказано. Уравнение (1.82), полученное Дж. Кендаллом в 1951 году, имеет единственное решение в области Res > 0, такое, что В случае, если распределение времени обслуживания показательное,
Решая уравнение (1.85), получаем:
В этой формуле выбираем только знак
где функция В общем случае уравнение (1.82) можно решать методом итераций, снабдив функцию Кроме того, путем последовательного дифференцирования уравнения (1.82) с последующей подстановкой аргумента
Как и следовало ожидать, с ростом коэффициента загрузки Рассмотрим теперь другую характеристику функционирования системы MG1 - число Утверждение 14. Производящая функция
Доказательство. Производящей функции
С другой стороны, из проделанного выше анализа структуры периода занятости ясно, что для того, чтобы запрос был темно-красным, необходимо и достаточно, чтобы он сам был красным (вероятность этого равна z) и за время его обслуживания могли поступать только темно-красные запросы. Так как поток запросов - простейший с параметром
Сравнивая формулы (1.90) и (1.91), убеждаемся в справедливости (1.89). Утверждение 14 доказано. Уравнение (1.89) определяет единственную аналитическую в области Следствие. Среднее число запросов, обслуженных в системе MG1 за один период занятости, задается формулой:
Приведем еще одно доказательство формулы Поллячека-Хинчина для производящей функции распределения вероятностей числа запросов в системе MG1 в моменты окончания обслуживания. Каждый из запросов, приходящих в систему, независимо от других назовем красным с вероятностью 2 и синим с дополнительной вероятностью. Введем событие А, состоящее в том Из вероятностной интерпретации производящей функции очевидно следует, что:
где С другой стороны, для того, чтобы произошло событие А, необходимо и достаточно, чтобы все запросы, которые находились в системе в предыдущий момент окончания обслуживания (если система была непуста), были красными и за время обслуживания не пришли синие запросы, а если система была пуста, то первый пришедший запрос должен быть красным и за время его обслуживания не пришли синие запросы. Из этих рассуждений следует, что:
Из соотношений этого соотношения и (1.92) очевидным образом следует формула Поллячека - Хинчина:
полученная нами ранее с помощью метода вложенных цепей Маркова. В заключение подраздела найдем характеристики системы MG1 с дисциплиной LIFO. Выше отмечалось, что распределение периода занятости системы M|G|1 не зависит от дисциплины обслуживания. Поэтому уравнение (1.82) определяет преобразование Лапласа - Стилтьеса распределения периода занятости для всех дисциплин. Кроме того, несложно видеть, что и распределения числа запросов в системе MG1 при дисциплинах FIFO и LIFO совпадают и задаются формулой (1.81). Распределение времени ожидания запроса при дисциплинах FIFO и LIFO различно. При дисциплине FIFO преобразование Лапласа - Стилтьеса Утверждение 15. При дисциплине LIFO преобразование Лапласа - Стилтьеса
где функция Доказательство. Введем поток катастроф и понятие «плохого» запроса, как это было сделано при доказательстве Утверждения 13. При этом функция Учитывая сущность дисциплины LIFO и рассуждения, использованные при доказательстве Утверждения 13, получаем формулу:
где По аналогии с функцией распределения F(t) остаточного времени до момента поступления запроса в рекуррентном потоке, приведенной в разделе 2, для функции распределения B(t) остаточного времени обслуживания имеем формулу:
Отметим, что эта функция уже использовалась в формуле Бенеша (1.54). Легко видеть, что преобразование Лапласа - Стилтьеса этой функции имеет вид:
Учитывая это, а также уравнение (1.82) и формулу Замечание. Сравнивая формулы (1.52) и (1.93), заключаем, что распределения времени ожидания в системах с дисциплинами FIFO и LIFO - различные. При этом средние времена ожидания совпадают.
|
1 |
Оглавление
|