Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5. УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОКОЛЕБАНИЙ И ВЫНУЖДЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ В РЕЛЕЙНОЙ СИСТЕМЕАвтоколебания, или вынужденные колебания, найденные по характеристике релейной системы Для исследования устойчивости автоколебаний и вынужденных колебаний («в малом») можно воспользоваться известными из литературы строгими способами [4], [5]. Все эти способы состоят в том, что рассматривается непериодическое решение, близкое к найденному периодическому, и исследуется отклонение между ними. Периодическое решение устойчиво, если это отклонение стремится к нулю, и неустойчиво в противном случае. Исследование устойчивости Сводится к исследованию корней характеристических уравнений, порожденных некоторыми разностными уравнениями. Можно показать, что вынужденные колебания частоты
будут по модулю меньше единицы, т. е. если
Аналогичным образом, автоколебания частоты
будут по модулю меньше единицы, т. е. если
В уравнениях (XV.35) и (XV.37), которые мы для краткости назовем уравнениями устойчивости, При наличии кратных или нулевых полюсов у передаточной функции линейной части системы Зависимость уравнений устойчивости от полюсов передаточной функции линейной части системы Положим в уравнении устойчивости
Условие устойчивости
где
По внешнему виду вторая часть уравнения устойчивости (XV.39) напоминает передаточную функцию, подобную передаточной функции систем импульсного регулирования (см. гл. XIII, кн. 2). Поэтому ее можно представить в форме, которая выражает Опуская выкладки, которые можно найти в работе [10], приведем окончательное выражение уравнения устойчивости вынужденных колебаний
и уравнения устойчивости автоколебаний
Для исследования устойчивости вынужденных колебаний представим уравнение устойчивости
где
для данного значения частоты
Как видно из формулы (XV.39), Действительная часть этих полюсов совпадает с действительной частью полюсов Устойчивость вынужденных колебаний определяется нулями функции Вынужденные колебания будут устойчивыми, если действительная часть этих нуей отрицательна. Применив к формуле (XV.39) рассуждения, аналогичные тем, которые применяются для установления критерия устойчивости систем импульсного регулирования [9], приходим к следующему критерию устойчивости. Вынужденные колебания частоты
В частности, если линейная часть системы устойчива, то
и
Если изобразить кривую Изменение аргумента
Рис. XV.6. К критерию устойчивости вынужденных колебаний частоты Изменение аргумента Называя переход Вынужденное колебание, частоты Наконец, когда часть из полюсов передаточной функции линейной части равна нулю, т. е. линейная часть системы нейтральна, сформулированные выше критерии устойчивости остаются справедливыми, если, как это обычно делается, дополнить Таким образом, вопрос об устойчивости колебаний частоты
и выяснению разности положительных и отрицательных переходов ее через отрезок Годограф
Рис. XV.7. К построению Геометрическая сумма векторов, проведенных из начала координат к этим точкам (рис. XV.7), согласно формуле (XV.47), и определяет Задаваясь иными значениями Если отделить в формуле (XV.47) вещественные и мнимые части, то получим
(кликните для просмотра скана) Отсюда следует, что вещественная и мнимая части
где Для построения
Рис. XV. 10. Кривая Производя суммирование для каждого значения По найденным значениям
Отметим некоторые свойства
при
Если передаточная функция имеет полюсы, равные нулю, то слагаемое в левой части равенства (XV.50) при
и, следовательно, в этом случае при
Величина
с точностью до множителя определяется непосредственно по характеристике релейной системы. Если провести из точки характеристики, соответствующей частоте вынужденных колебаний Предположим, что линейная часть системы устойчива или нейтральна и что наибольшее по абсолютной величине пересечение кривой
Рис. XV.11. Определение величины
Рис. XV.12. К определению необходимого условия устойчивости Учитывая равенства (XV.52) и (XV.50), это условие можно представить в виде
или Для исследования устойчивости автоколебаний можно воспользоваться сформулированными выше критериями устойчивости, положив
Но ввиду равенства (XV.49) имеем
Следовательно, Это является следствием того, что уравнение (XV.39) при
который отсутствует в уравнении (XV.37). Для того чтобы применить сформулированные выше критерии устойчивости, нужно определить, имеется ли при
где
Так как
то
Легко видеть, что
причем
С другой стороны, дифференцируя уравнение (XV.26) по
следовательно, из формулы (XV.60) имеем
Отсюда следует
Отсюда заключаем, что угол наклона касательной к
Таким образом, касательная к
и —90°, если
Применяя обычные рассуждения, связанные с обходом при малых значениях со точки Если Если Знак Если линейная часть устойчива или нейтральна и отсутствует пересечение
Это условие было получено ранее, исходя из физических соображений в работе [9]. В общем случае, когда отрезок
Рис. XV.13. К определению перехода
Рис. XV.14. К необходимому условию устойчивости, определяемому по характеристике релейной системы Тот факт, что условие (XV.66) является лишь необходимым условием, иным путем был установлен П. В. Бромбергом и независимо от него Неймарком.
|
1 |
Оглавление
|