Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
8. Сведение общих уравнений к нормальнымМожно сказать, что самое общее уравнение: третьей степени сводится к уравнению диэдра при Чтобы сделать для вас понятнее смысл моего общего утверждения, я приведу его несколько подробнее для простейшего случая — для уравнения третьей степени, — впрочем, без полного доказательства формул. Представим себе кубическое уравнение снова в приведенной форме:
Пусть
Легко видеть, что функция
удовлетворяет этим условиям. Принадлежащая диэдру функция следовательно, на основании известной теоремы алгебры ее можно представить в виде рациональной функции коэффициентов уравнения
Если же, наоборот, известно решение этого уравнения диэдра и z — один из его корней, то можно по выражению (2) с помощью известных соотношений
выразить рационально три значения
Таким образом, если решено уравнение диэдра (3), то эти формулы непосредственно дают решение кубического уравнения (1). Совершенно аналогично получается сведение наиболее общего уравнения четвертой и пятой степени. Уравнения оказываются, конечно, несколько длиннее, но в сущности не более трудными; новым является то, что параметр w нормального уравнения, который прежде выражался рационально через коэффициенты уравнения Позвольте мне сказать еще несколько слов о том положении, которое эти построения занимают по отношению к обыкновенно излагаемой теории уравнений третьей, четвертой и пятой степени. Прежде всего, обычные решения уравнений третьей и четвертой степени можно, конечно, получить из наших формул с помощью соответствующих вычислений, пользуясь решением уравнений диэдра, октаэдра и тетраэдра в радикалах. Что же касается уравнений пятой степени, то, к сожалению, в учебниках обыкновенно ограничиваются констатированием того отрицательного результата, что такое уравнение невозможно решить с помощью ряда радикалов, присоединяя к этому еще туманное указание на то, что решение становится возможным посредством эллиптических функций — точнее следовало бы сказать «эллиптических модуль-функций». Я отношусь отрицательно к такому изложению, так как оно дает совершенно неправильное противопоставление и служит скорее помехой правильному пониманию положения вещей, чем способствует ему. В действительности, отделяя алгебраическую часть от аналитической, можно резюмировать все, к чему мы пришли, следующим образом. 1. Хотя и невозможно свести уравнение пятой степени, данное в общем виде, к двучленным уравнениям, но зато удается — и в этом именно и заключается собственно задача алгебраического решения — свести его к уравнению икосаэдра как к простейшему нормальному уравнению. 2. Уравнение икосаэдра в свою очередь можно решить посредством эллиптических модуль-функций; это пригодно для численного нахождения корней и является полным аналогом решения двучленных уравнений посредством логарифмов. Это составляет полное решение проблемы уравнения пятой степени. В самом деле, когда что-либо не удается на обычном пути, не следует сразу отказываться от дальнейших попыток и удовлетворяться констатированием невозможности, но надо стараться подойти к вопросу с такой стороны, чтобы можно было его разрабатывать дальше. Математическая мысль как таковая никогда не имеет конца, и если вам кто-нибудь скажет, что в некотором месте прекращается математическое понимание, то будьте уверены, что там как раз должна найтись наиболее интересная постановка вопроса. В заключение я хочу указать на то, что эти теории отнюдь не заканчиваются на уравнениях пятой степени; напротив, можно и для уравнений шестой и высших степеней развить вполне аналогичные теории, прибегая к помощи правильных тел в пространстве многих измерений. Если вы желаете ближе ознакомиться с этими теориями, то обратитесь к моей статье «О решении общего уравнения пятой и шестой степени». Решение уравнений шестой степени соответственно приведенным в тексте принципам сведения уравнений пятой степени к теории икосаэдра было в связи с упомянутой моей работой 1905 г. успешно исследовано Горданом в двух работах Упрощенную и продолженную дальше разработку этой прблемы содержит работа А. Кобля.
|
1 |
Оглавление
|