Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
АНАЛИЗI. ЛОГАРИФМ И ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯТеперь, во второй половине семестра, мы займемся тем, что подвергнем отдельные, наиболее важные, с нашей точки зрения, главы анализа такому же обсуждению, какому раньше мы подвергли арифметику и алгебру. Речь пойдет главным образом об элементарных трансцендентных функциях, которые действительно играют большую роль в школьном преподавании: это — показательная функция (соответственно логарифм) и тригонометрические функции. Прежде всего я хочу напомнить известный всем вам ход изложения этого вопроса в школе и его продолжение, примыкающее к так называемой систематике алгебраического анализа. 1. Систематика алгебраического анализаИсходят из степени
которое сводит умножение двух степеней к сложению их показателей. Возможность такого сведения, которое, как известно, лежит в основании вычислений с помощью логарифмов, формально обусловливается тем, что основные законы умножения и сложения во многом совпадают; в частности, оба действия коммутативны и ассоциативны 106). Обращение действия возведения в степень приводит к логарифму: с называют логарифмом числа а по основанию
Но уже здесь появляется ряд затруднений существенного характера, мимо которых в большинстве случаев проходят молча, не разъясняя их как следует, и которые мы именно поэтому постараемся вполне себе выяснить. При этом оказывается удобнее ввести вместо а и с, взаимную зависимость которых мы намерены изучать, обычные обозначения переменных х, у, так что наши основные равенства принимают такой вид:
Начнем с того, что основание b всегда предполагается положительным; при отрицательном b переменная Первое соглашение и состоит в том, что мы под
Рис. 55 Если у пробегает множество рациональных чисел (всюду плотное на действительной прямой), то положительным главным значениям абсциссы Если бы мы стали отмечать при четном знаменателе Мы увидим, что вполне понять все это мы сможем лишь с помощью более глубоких средств теории функций, какими не может располагать школа. Вследствие этого в школе отказываются от более глубокого понимания положения вещей и большей частью довольствуются тем, — конечно, весьма убедительным для ученика — авторитетным утверждением, что нужно брать Когда теория логарифма доведена до этого места, ученик получает в руки таблицы логарифмов и должен научиться пользоваться ими для практических вычислений. При этом возможны, конечно, и такие школы — в мои школьные годы это было общим явлением, — в которых не особенно распространяются о том, как именно составлены такие таблицы. Само собой разумеется, что мы должны самым резким образом осудить такой грубый утилитаризм, игнорирующий высшие принципы обучения. Но теперь большей частью уже говорят о вычислении логарифмов и во многих школах вводят с этой целью также учение о натуральных логарифмах и о разложении их в ряды. Что касается первого вопроса, то, как известно, основанием натуральной системы логарифмов служит число
Это определение
вычисляют коэффициенты
|
1 |
Оглавление
|