Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПРИМЕЧАНИЯАРИФМЕТИКА1. Исторические сведения, связанные с возникновением и развитием математических понятий, подробно изложены в источниках, упоминаемых в примечаниях 7 и 24. 2. Клейн имеет в виду семинарии для подготовки учителей начальных классов; это не относится к семинарским занятиям при средних учебных заведениях, о которых он упоминал выше. В условиях современной советской школы имеется аналогичный переход от обучения под руководством преподавателя начальных классов к обучению, осуществляемому, начиная с 4-го класса, математиком-предметником. 3. В наших условиях — в четвертом и пятом классах. 4. Автор ссылается на монографию, изданную в Лейпциге в 1898 г. Советскому читателю будет удобнее воспользоваться книгой: Энциклопедия элементарной математики. — Книга первая: Арифметика. — М.: Гостехиздат, 1951. — Книга вторая: Алгебра. — М.: Гостехиздат, 1951, — Книга третья: Функции и пределы (основы анализа). — М.: Гостехиздат, 1952. — Книга четвертая: Геометрия. — М.: Физматгиз, 1963. — Книга пятая: Геометрия. - М.: Наука. 1966. Имеется и более позднее издание: Математическая энциклопедия. — Т. 1: А — Г. — М.: Советская энциклопедия, 1977. — Т, 2: Д — Коо. — М.: Советская энциклопедия, 1979.-Т. 3: Коо - Од.-М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 4: Ок - Сло.-М.: Советская энциклопедия, 1984.- Т. 5: Слу — Я- — М.: Советская энциклопедия, 1985. 5. Эти идеи сейчас органически вошли в методику обучения математики в начальных классах советской школы и хорошо известны каждому преподавателю начальной школы. Однако следует обратить внимание на ту изысканную научность и экономность изложения, которая присуща Клейну. Если в школьных учебниках начальных классов имеется большое число правил сложения и вычитания (прибавление числа к сумме, прибавление суммы к числу, прибавление суммы к сумме, то же с разностью и т. д.), которые становятся ненужными в старших классах и забываются, то Клейн предлагает минимальную систему правил (аксиом). Эти аксиомы не только очень просты, легко запоминаются и в то же время служат подлинной основой всех действий с числами, но также — и в этом их научность — соответствуют важнейшим в современной математике понятиям поля и упорядоченного поля (т. е. входят в число аксиом, определяющих эти понятия, — см. примечание 39). 6. В этой вскользь брошенной фразе заключается глубокий смысл. В нашей начальной школе слишком большое значение придается применению свойств действий при построении таблицы сложения однозначных чисел. Например, сложение с «переходом через десяток» осуществляется с применением закона ассоциативности так:
Несомненно, понимание роли закона ассоциативности в этих случаях (и умение показать его применение на нескольких примерах) важно. Но построение всей таблицы сложения на этой основе — неоправданная роскошь в смысле дорогого учебного времени. К тому же растянутость (во времени) изучения таблицы сложения однозначных чисел снижает интерес у детей. Взрослый человек не применяет каждый раз законы действий, а знает наизусть таблицу сложения. К этому надо стремиться и в методике обучения в начальных классах: пояснив на многих примерах смысл действия сложения (объединение двух кучек предметов и т. п.), надо форсированно заставить детей выучить таблицу сложения. 7. Помимо изданий, упоминавшихся на с. 17 и 26, можно рекомендовать читателю книгу: Рыбников К. А. История математики.- М.: Изд-во МГУ, 1974, а также Энциклопедический словарь юного математика.-М.: Педагогика, 1985. 8. Наиболее яркое выражение это направление получило в обширном сочинении Уайтхеда и Рассела «Principia Mathematiea» в трех томах, первое издание которого было закончено в 1913 г. Все сочинение написано в идеографии и охватывает математическую логику, арифметику, алгебру и геометрию. Изучение этого сочинения и примыкающей к нему литературы представляет большие затруднения. Но помимо этого путь, по которому пошли эти авторы, не может привести к преодолению техсложных логических затруднений, в которые уперлись наиболее глубокие попытки обоснования самых исходных начал арифметики и ее метода (в частности, и закона совершенной индукции). Это с полной достоверностью вытекает из установленной позднее теоремы Гёделя о полноте классического исследования предикатов. См. Новиков П. С. Элементы математической логики. — М.: Наука, 1974. 9. Изданной в Брауншвейге в 1888 г. Следует отметить, что после обнаружения парадоксов теории множеств, а особенно после установленной Гёделем неполноты формальной арифметики надежды Дедекинда и Гильберта о решении проблемы непротиворечивости арифметики натуральных чисел не оправдались: непротиворечивость формальной системы, включающей формальную арифметику, может быть установлена лишь более сильными средствами, чем те, которые формализованы в данной системе. 10. Конгресс проходил с 8 по 13 августа 1904 г. 11. Остроумие, разумеется, не заменяет содержательного обсуждения. Современная метаматематика, связанная с изучением формальных теорий (исчислений), является важной составной частью математической логики и представляет собой аппарат, используемый при исследовании непротиворечивости содержательных математических теорий. В метаматематике формализуется логико-математический язык, позволяющий записать в виде формул все интересующие нас предложения содержательной теории, а также логические средства (аксиомы и правила вывода). Особую важность имеют метаматематики, отражающие финитные установки в рамках интуиционизма или конструктивной математики. 12. Само собою разумеется, что сюда включается и ознакомление с простейшими и важнейшими приложениями математики в технике — настолько, насколько это возможно без специального технического образования. В своих многочисленных выступлениях Клейн всегда указывает, что техника составляет основную базу современной культуры: 13. Как отмечалось в предисловии, помещенный в конце этого раздела текст об арифмометрах в настоящем издании исключен. 14. Как и арифмометр, счетная линейка отжила свой век. Современным ручным средством вычислений (как точных, так и приближенных) является микрокалькулятор. 15. Можно привести более простое образное сравнение: паровоз «бегает» несравненно лучше человека, но последний, в отличие от паровоза, знает, куда он бежит и зачем. Технические средства не «замена» человека, а его помощники. Современные электронные вычислительные машины позволяют даже говорить об «искусственном интеллекте», под которым имеется в виду способность компьютера помогать человеку в деятельности, которая ранее считалась доступной лишь разуму человека. 16. Эти пожелания Феликса Клейна ныне полностью воплощены в советской школе введением курса информатики и вычислительной техники в старших классах и использованием микрокалькуляторов в средних классах школы. 17. Это педагогическое замечание Клейна, брошенное скороговоркой и не поясненное более подробно, играет важную роль и заслуживает серьезного внимания. Отрицательные целые числа (на примере шкалы термометра) очень легко усваиваются детьми, а возможность неограниченного выполнения вычитания очень удобна при решении примеров и текстовых задач. Все это создает благоприятные возможности для развития у детей чувства числа и логического мышления. Остается лишь пожалеть, что всерьез обсуждавшиеся у нас методические идеи о введении отрицательных целых чисел раньше рациональных не воплощены в действующих учебниках математики 2—5 классов. 18. Термин «относительные числа», ранее употреблявшийся в наших школьных учебниках (например, в учебнике алгебры А. П. Киселева), сейчас полностью вышел из употребления. Термин «абсолютное число», о котором упоминает Ф. Клейн, оставил свой след в том, что модуль числа нередко называют «абсолютной величиной» этого числа. Наконец, термин «алгебраические числа» в том неудачном понимании, о котором пишет Ф. Клейн, также оставил свой след в ранее употреблявшихся терминах «алгебраическая сумма» и др. Сейчас термины эти вышли из употребления в советской педагогической и учебной литературе. Впрочем, следует иметь в внду, что в современных компьютерах встроенные функции, предназначенные для нахождения модуля числа, имеют обозначения, идущие от термина «абсолютная величина»; например, в языке бэйсик такая функция обозначается через 19. Подробные сведения об отрицательных числах и их истории можно найти в томе I «Энциклопедии элементарной математики», в «Энциклопедическом словаре юного математика», в томе V «Математической энциклопедии»: (см. примечания 4,7). 20. В наших учебниках математики (5-й класс) проводится и еще одна содержательная интерпретация положительных и отрицательных чисел, полностью подготовленная решением текстовых задач в младших классах. Именно, речь идет об изменении некоторого (достаточно большого) наличного количества (скажем, денег): положительное число Теперь сложение целых чисел (безразлично, положительных или отрицательных) интерпретируется как композиция, т. е. последовательное выполнение соответствующих изменений. Такое понимание целого числа, во-первых, важно при решении текстовых задач и, во-вторых, позволяет дать ясное, наглядное представление о сложении и вычитании целых чисел. В сопоставлении с принципом перманентности, о котором пишет ниже Клейн, это составляет хорошую основу для введения действий 21. Окончательный вид символике Виета придал в начале XVII в. французский философ и математик Рене Декарт. 22. Иначе говоря, речь идет не о доказательствах в строго логическом смысле, а о наглядных иллюстрациях. Ведь доказательство непротиворечивости геометрии опирается на теорию действительных чисел, так что геометрическое пояснение законов действий над действительными числами не может рассматриваться как их доказательство. Клейн об этом пишет чуть ниже. 23. Книга издана в Лейпциге в 1867 г. Имеется русский перевод: Ганкель Г. Теория комплексных числовых систем/Пер. с нем. под ред. И. И. Парфентьева. — Казань, 1912. 24. Книга, на которую ссылается Ф. Клейн, была выпущена в Лейпциге в 1902—1903 гг. Советскому читателю можно рекомендовать книгу К. А. Рыбникова, приведенную в примечании 7, «Энциклопедию элементарной математики», а также книги: Цейтен И. Г. История математики в древности и в средние века.- М.; Л.: ГОНТИ, 1938; Юшкевич А. П. История математики в средние века, — М.: Физматгиз, 1961. 25. Эта точка зрения педагогической честности; проводимая Клейном и далее, представляется очень важной. В школьных учебниках нередко можно встретить нестрогие или неполные рассуждения, которые авторами выдаются за «доказательства». Думается, что четкие и честные указания — какие из рассуждений являются строгими и полными доказательствами, какие из них содержат пробелы (и что при этом пропущено, в чем трудности заполнения этих пробелов), а какие являются лишь наглядными пояснениями — фактически не требуют дополнительных затрат учебного времени, но весьма способствуют повышению логической культуры и требовательности учащихся (не говоря уже о повышении уважения к учебнику и учителю). 26. Как мы видим, Клейн здесь совсем не говорит о месте десятичных дробей в общей теории дробей (лишь иногда, когда это ему далее нужно, он использует десятичные дроби). Между тем с точки зрения преподавания в школе вопрос о десятичных дробях и о их месте в школьном курсе очень важен. Десятичные дроби очень близки к целым числам (десятичные дроби, скажем, с двумя знаками после запятой — это те же целые числа, но отнесенные к другим единицам: метры — сантиметры, рубли копейки). Особенно важны десятичные дроби в связи с введением калькуляторов и электронных вычислительных машин, т. е. цифровой вычислительной техники. Существует (к сожалению, не принятая) педагогическая доктрина более раннего введения десятичных дробей, чем простых. Интересные мысли в этом плане содержит очень содержательная (математически и педагогически) книга: Лебег А. Измерение величин. — М.: Учпедгиз, 1960. 27. То есть рассматриваются всевозможные пары (а, b), где а, b — произвольные целые числа, подчиненные единственному условию 28. Понятие равенства дробей связано с проблемой разбиения на классы с помощью некоторого отношения эквивалентности. Ведь «равенство» двух дробей 1/3 и 5/15 вовсе не означает совпадения этих записей, т. е. совпадения пар (1,3) и (5, 15) (поскольку совпадение, которое и выражается словом «равенство», означает двукратное рассмотрение одного и того же объекта). Строго говоря, дроби 29. Это «в большинстве случаев» может быть уточнено следующим образом: если для некоторого k мы обозначим через 30. Например, можно рассмотреть дробь 31. Для 32. В целях однозначности можно, например, условиться считать, что рассматриваются только такие сечения, в которых класс А не содержит наибольшего элемента (иначе говоря, если сечение производится рациональным числом 33. За исключением определения того, чему равно 0 0. Ведь если 34 Дедекиндовы сечения — не единственный способ построения множества R всех действительных чисел. Другой способ, предложенный Кантором, состоит в использовании фундаментальных последовательностей рациональных чисел. Напомним, что последовательность Далее, две фундаментальные последовательности 3-5. Заметим в. связи с этим, что в работах Робинсона и его последователей, заложивших основы нестандартного анализа, вводятся гипердействительные числа, которых больше, чем действительных, и которые удовлетворяют тем же одиннадцати свойствам действий. Разница состоит в том, что, например, отрезки 36. И если в аксиоме Кантора заменить действительные числа гипердействительными, то это никак не скажется на нашем эмпирическом представлении о пространстве, подобно тому как представление о «неделимых» бесконечно малых отрезках у Боиавентуры Кавальери позволило ему предвосхитить идеи интегрального исчисления, не мешая эмпирическим представлениям о конечных (не бесконечно малых) отрезках пространства. 37. Все это имеет самое непосредственное отношение к проблемам преподавания элементарной математики в школе. До сих пор в школьном курсе рассматривались лишь такие уравнения (алгебраические, иррациональные, тригонометрические, логарифмические и др.), которые могут быть «вручную» сведены к простейшим уравнениям, допускающим непосредственное решение (с применением, если нужно, таблиц или калькулятора). Разумеется, определенную методическую ценность такие примеры имеют — они приучают к проведению тождественных преобразований, усвоению свойств тригонометрических функций, правил действий со степенями и т. д. Вместе с тем собственно решению уравнений, представляющему собой важный способ решения прикладных производственных, жизненных задач, эти специально подобранные примеры (махровым цветом расцветшие на письменных приемных экзаменах некоторых вузов) фактически не учат. Умение жонглировать преобразованиями для подведения левой части уравнения к одному из проторенных путей вряд ли свидетельствует о хорошей математической подготовке и является совершенно ненужным для учебы в вузе и дальнейшей производственной деятельности. Более того, достаточно чуть-чуть изменить числовые значения коэффициентов или показателей, и «ручное» сведение уравнений к простейшим типам становится неосуществимым. Между тем числовые значения в инженерных расчетах, производственных задачах, статистических вычислениях обычно получаются с помощью экспериментальных замеров, табличных данных, технических характеристик и допускают «шевеления», исключающие «ручное» решение уравнений. Более того, если случайно окажется, что уравнение допускает «ручное» решение, инженер этого не заметит, поскольку он привык к тому, что, как правило, уравнения могут быть решены лишь приближенно, а не точно. В связи со сказанным скупая фраза «понятие о приближенном решении уравнений» в новой школьной программе по математике приобретает важное значение, поскольку она знаменует собой переход от решения специально подобранных уравнений к ознакомлению с вычислительными приемами, которые не отгораживаются от методологии применения математики в современном производстве, а полностью ей соответствуют. 38. Заметим, что в современных алгоритмических языках, например в языке фортран, константой действительного типа называют двухбайтовую конечную десятичную дробь (16 десятичных знаков). 39. В условиях нашей школы это замечание относится главным образом к школам и классам с углубленным изучением математики. Заметим, что сейчас в таких школах предпочитают вводить действительные, — в частности, иррациональные — числа не под Дедекинду (с. 52) или Кантору (см. примечание 34), а аксиоматически. Именно, множество, в котором имеется не менее двух элементов и выполнены свойства, указанные Клейном на с. 24, за исключением свойств монотонности и в котором без ограничений выполнимы вычитание и деление (за исключением деления на нуль), называется полем. Далее, если в поле введено отношение линейного порядка Итак, к одиннадцати аксиомам, указанным Клейном, надо добавить еще две. Оказывается, что всеми этими аксиомами поле действительных чисел определяется в некотором смысле однозначно. Точнее, если Студент университета или педвуза, окончив первый семестр, в дальнейшем постоянно имеет дело с действительными числами, 40. Из имеющихся на русском языке книг по теории чисел следует указать следующие: Боревич 3. И., Шафаревич И. Р. Теория чисел. — М.: Наука, 1985; Виноградов И. М. Основы теории чисел. — М.: Наука, 1981; Касслс Дж. В. С. Введение в теорию диофантовых приближений: — М.: ИЛ., 1961; Башмакова И. Г. Диофант и диофантовы уравнения. — М.: Наука, 1972. - 41. Вопрос о том, делится ли одно число на другое, имеет и еще один аспект: деление с остатком. Вопрос этот имеет прямое отношение к школьной программе и усваивается младшими школьниками с трудом. Если Заметим, что наличие калькулятора позволяет быстро и легко осуществлять деление с остатком. Пусть, например, 42. В школе вопрос о разложении на множители рассматривается без теоретического обоснования: целое число пытаются разложить на множители, затем множители снова разложить, пока возможно, а единственность разложения преподносится как нечто само собой разумеющееся. Между тем вопрос о единственности совсем не является тривиальным. Прежде всего заметим, что в кольце целых чисел имеются делители единицы, а именно Разложение числа 6 на множители можно записать в виде Вопрос о разложении на простые множители можно рассматривать в произвольной области целостности G, т. е. в коммутативном кольце с единицей и без делителей нуля. Примерами областей целостности могуг служить кольцо целых чисел, кольцо чисел вида 43. Изложение теории непрерывных (цепных) дробей можно найти в учебниках по теории чисел, а также в небольшой, прекрасно написанной книге: Xинчин А. Я. Цепные дроби. — М.: Наука, 1978. 44. Со времени написания книги Клейна геометрические методы в теории чисел приобрели весьма существенное значение. Сейчас раздел теории чисел, в котором для решения числовых проблем применяются геометрические методы, носит название геометрии чисел. Фундаментальный вклад в развитие этого направления внес Г. Минковский (монография которого, впрочем, вышла во времена Клейна — в 1896 г.). В качестве примера приведем неравенство Минковского. Пусть А — множество всех точек 45. Теорема Эйлера — Лагранжа утверждает, что последовательность чисел по, 46. Еще одним интересным примером применения наилучших приближений, получаемых с помощью непрерывных дробей, служит математическое объснение того, почему со времен Баха в музыке используется равномерно темперированная шкала, содержащая 12 полутонов в каждой октаве. Наряду с основным тоном музыкального инструмента (вызываемого, например, колебанием струны) звуковое колебание содержит ряд обертонов, создающих тембровую окраску звука. Если, например, длина струны I такова, что (при заданном натяжении) она издает звук до первой октавы, соответствующий
В своем классическом произведении «Хорошо темперированный клавир» Иоганн Себастиан Бах написал 24 фуги для клавира, у которого произведена равномерная темперация, т. е. деление октавы на 12 равных (по слуху) интервалов (полутонов). Почему исторически возникло деление октавы именно на 12 интервалов? Ответ дает теория непрерывных дробей. Наш слух естественно воспринимает именно натуральную квинту, и делить октаву надо на столько частей, чтобы число
Подходящими дробями будут
Приближения 1 и 1/2 слишком грубые (первое из них означает, что мы «приравниваем» натуральную квинту к октаве!). Приближение 3/5 соответствует пентатонике, существовавшей у народов Востока, а приближение 7/12 самое удачное. Оно соответствует делению октавы на 12 частей (полутонов), и 7 таких полутонов соответствуют квинте. Сравнение числа
Отметим, что приближение для натурального звука 47. В самом деле, если прямая (4) проходит через рациональную точку 48, Задача о нахождении пифагоровых чисел, т. е. прямоугольных треугольников с целыми длинами сторон, имеет различные обобщения. Приведем некоторые из них, имеющие отношение к школьному преподаванию (и дающие возможность получать геометрические задачи с целыми данными). Назовем прямоугольный параллелепипед «пифагоровым», если все его ребра, а также диагональ имеют целые длины. Подход Клейна позволяет доказать, что параллелепипед с измерениями
где Вообще, рациональные решения уравнения
(аналогично могут быть описаны все рациональные решения уравнения Далее, назовем тетраэдр ОАВС с прямыми плоскими углами при вершине О «пифагоровым», если длины всех его ребер изображаются целыми числами. Такие тетраэдры существуют (хотя общие формулы для нахождения их всех неизвестны). Вот несколько таких тетраэдров с наименьшими длинами ребер, найденные с помощью компьютера (указаны длины ребер, исходящих из вершины прямых углов): 44, 117, 240; 240, 252, 275; 85, 132, 720; 187, 1020, 1584; 429, 880, 2430; 1008, 1100, 1155; 160, 231, 792; 140, 480, 693; 1008, 1100, 12 075; 528, 5796, 6325; 2925, 3536, 11 220. См. Болтянский В. Г. Пифагоровы тетраэдры//Квант. - 1986. — № 8. — С. 29—31. 49. Последнее утверждение неточно: если 50. Обозначим через
(см. Колмогоров А. Н., Фомин С. В. Элементы теории функций и функционального анализа. —М.: Наука, 1981. —С. 52). Если бы при целом 51. Можно также ставить вопрос о том (поскольку для Подобным же приемом можно получить еще ряд других бесконечных серий. 52. Здесь и далее термин «целое» число понимается -в значении натуральное число. 53. На рис. 9 штриховая (замкнутая) линия изображает единичную окружность в пространстве Минковского а сплошная — кривую Ферма (в первом квадранте они совпадают, но окружность Минковского имеет не одну, а четыре осн симметрии). 54. Для 55. Область целых чисел
где 56. Сводное изложение элементарных исследований, относящихся к теореме Ферма, можно найти в книгах: Xинчин А. Я. Великая теорема Ферма. — Заметим, что в самое последнее время получен крупный сдвиг в направлении решения проблемы Ферма: при каждом целом 57. Впрочем, многие математики думают, что доказательства (корректного) великой теоремы Ферма никогда не существовало. 58. Свою валютную ценность премия давно утратила и была аннулирована в конце первой мировой войны. 59. Современный преподаватель старших классов, разумеется, знаком с элементами теории комплексных чисел и не только из педвузовского курса математики, но и в связи с тем, что в течение ряда лет в прошлом комплексные числа были разделом школьной программы по математике. Однако сейчас комплексные числа в программу не входят. Это связано, во-первых, с тем, что в условиях всеобщего среднего образования был произведен очень тщательный отбор материала школьной программы (к тому же имеются более важные вопросы, чем такая изысканная тема, как комплексные числа, — например, первоначальные сведения о вероятностях), а во-вторых, с тем, что в связи с введением исключительно важного в современных условиях курса основ информатики и вычислительной техники программа по математике подверглась уплотнению. Тем не менее современный школьный курс математики очень удобен для увязки с комплексными числами и, возможно, в будущем эта тема вновь обретет свое место. Однако речь должна идти не о маленьком «довеске» к курсу алгебры, а о серьезной увязке с несколькими темами школьной программы, без чего введение этой темы бессмысленно. Прежде всего следует отметить, что введение векторов в восьмом классе делает очень удобным введение комплексных чисел в алгебраической форме. Достаточно обозначить единичные векторы осей координат через 1 и i, и координатная запись сложения векторов сразу же даст определение сложения комплексных чисел. Умножение геометрически связывается с поворотом и гомотетией, т. е. с материалом, который в этом же классе как раз изучается. Далее, введение косинуса и синуса как координат единичного вектора, повернутого на соответствующий угол, сразу же дает тригонометрическую запись комплексных чисел (это — один из многих убедительных доводов в пользу того, что тригонометрические функции должны вводиться именно как координаты вектора, а не как отношения сторон прямоугольного треугольника с последующим нудным распространением их определения на более общие углы). Далее, формулы сложения аргументов под знаком тригонометрических функций непосредственно связываются с умножением комплексных чисел в тригонометрической форме и формулой Муавра, причем надо идти именно от умножения комплексных чисел к получению тригонометрических формул, а не наоборот. Наконец, очень существенно дать приложения комплексных чисел к различным вопросам — без этого они так и останутся в представлении школьников досужей выдумкой с мистической, нереальной окраской. Таких приложений можно отметить два. Во-первых, речь идет о курсе физики, где удобно дать комплексную амплитуду переменного тока или напряжения (что очень удобно для учета фазовых сдвигов), а также интерпретацию гармонических колебаний в виде действительной части равномерно вращающегося комплексного вектора. Во-вторых, важны приложения комплексных чисел к курсу алгебры. Здесь нужно показать удобство записи корней квадратного уравнения при любом знаке дискриминанта и разложение квадратного трехчлена на два линейных множителя (действительных или комплексных) и, далее, формулировку основной теоремы алгебры (без малейшего намека, однако, даже вскользь, на идею доказательства) и разложение многочленов на линейные множители. Все это, разумеется, требует отведения определенного времени в тематическом плане занятий, но только такое — увязанное с многими разделами курса — изложение является осмысленным. 60. Во избежание недоразумений уточним эту формулировку: если число вида (6) является простым, то деление окружности на 61. Ферма предполагал, что все эти числа простые. Однако Эйлер изящным вычислением показал, что уже при 62. Если задан отрезок длины 1 (например, радиус окружности, в которую мы хотим вписать правильный многоугольник), то выполнение построений с помощью циркуля и линейки сводится к многократному выполнению следующих действий (начиная с двух точек, являющихся концами заданного отрезка): 1) проведение окружности с уже имеющимся центром через одну из имеющихся точек; 2) проведение прямой через две уже имеющиеся точки; 3) причисление к множеству уже имеющихся точек тех точек, в которых пересекаются проведенные линии. Несложные вычисления (с применением теоремы Пифагора) показывают, что расстояние между любыми двумя полученными таким образом точками получается из числа 1 многократным применением четырех арифметических действий и извлечений квадратного корня. 63. То есть не выражается через остальные радикалы 64. Есть русский перевод, вышедший в издательстве «Физика» в 1913 г. Из более современной литературы следует указать (помимо четвертой книги «Энциклопедии элементарной математики») также книги: Адлер А. Теория геометрических построений, — М.: Учпедгиз, 1940 и Александров И. И. Сборник геометрических задач на построение. — М.: Учпедгиз, 1950. 65. Сказанное означает, что комплексные числа образуют поле. Как отмечал выше Клейн, поле это не является упорядоченным (см. примечание 39). 66. Этот прием доказательства непротиворечивости весьма распространен в современной математике. Его можно пояснить так. Пусть имеются две теории А и В, первая из которых нам хорошо известна и которую мы принимаем непротиворечивой (свободной от противоречий, как говорит Клейн). Если удается из «материала» теории А построить модель теории В, то этим считается установленной и непротиворечивость теории В. Чаше всего теория В задается аксиоматически, и тогда для доказательства ее непротиворечивости нужно проверить лишь, что в построенной модели выполняются все аксиомы, положенные в основу теории В. 67. Это не очень точное описание Клейн применяет лишь в целях наглядности. Точнее, речь идет о сложении двух векторов, изображаемых направленными отрезками, идущими из нулевой точки к точкам а кг (если эти векторы коллинеарны, то «параллелограмм», о котором пишет Клейн, вырождается). Вообще Клейн позволяет себе ради выяснения и выпуклой подачи основной идеи иногда пренебрегать менее существенными деталями и «тривиальными» частными случаями. 68. Пусть а — комплексное число, 69. В современной математике вместо архаичного термина «высшая комплексная система» (или гиперкомплексная система)!, принят другой термин: «конечномерная алгебра над полем действительных чисел». Если уравнения 70. То есть выражения, составленные из двух систем величин
Тогда формулу произведения можно записать так:
Здесь
О скалярном и векторном произведениях Клейн подробно пишет ниже. 71. Кватернион q, удовлетворяющий условию Именно поэтому его можно обозначить через
где 72. У автора Т названо «тензором кватерниона р»; при переводе этот термин заменен более употребляемым сегодня термином модуль кватерниона. 73. Этим наглядным рассуждением Клейн хочет пояснить соображения, связанные с ориентацией. Строго говоря, векторное произведение
о которой шла речь на с. 96, причем для неколлинеаряых векторов
векторы 74. Подробнее об идеях, связанных с многомерными пространствами, и об их историческом развитии говорится во втором томе. 75. Чисто вычислительное доказательство Клейна можно заменить (как и во многих других рассуждениях этого раздела) более простыми соображениями. Используя соотношение
а так как т. е. имеет определитель 76. Эта центральная симметрия является композицией (
(относительно плоскостей 77. В этом также можно убедиться из общих соображений без вычислений на основе формул (2). В самом деле, если в формулах (1). (I7) положить
откуда и следует, что при 78. Здесь удобнее всего переставить в предыдущей формуле множитель
Получаем сразу требуемый результат:
79. Сейчас эта точка зрения представляется наивной. Например, векторные пространства и алгебры над телом кватернионов рассматриваются в многих разделах алгебры, топологии, геометрии. 80. Выдающийся узбекский ученый ал-Хорезми (полное имя: ал-Хорезми Абу Абдулла Мухаммед ибн Муса ал-Маджуси) родился в конце IX века в г. Хиве, входившем в Хорезмское ханство; имя «ал-Хорезми» значит «из Хорезма», т. е. уроженец Хорезма. Он написал много книг по математике и астрономии. Латинизированное имя этого математика (Algorithmus) является истоком современного математического термина алгоритм. В одной из своих книг, озаглавленной «Хисаб ал-джебр ва ал-мука-бала» («исчисление восполнения и противопоставления»), он вводит фактически правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую с изменением знака и рассматривает (в словесной форме) линейные и квадратные уравнения. Книга ал-Хорезми стала известной в латинском переводе, а сам термин ал-джебр был причиной появления слова алгебра — так стали называть иауку об уравнениях. 81. См. примечание 80. Заметим, кстати, что слово алгоритм в трактовке Клейна является несколько расплывчатым и скорее означает аппаратное средство или вычислительный формализм, чем то понимание алгоритма, которое принято сегодня в математической логике и информатике. Алгоритм — это точное пошаговое предписание о проведении вычислительного процесса, ведущего от исходных данных к окончательному результату. Существенна однозначная определенность следующего шага вычислений при получении каждого промежуточного результата. Понимание этого слова у Клейна менее определенно. Например, он говорит, что буквенное исчисление — это алгоритм. Однако, например, раскрыть скобки в выражении Мы так подробно остановились на отличии давнего (в том числе клейновского) понимания алгоритма от современного, поскольку это имеет прямое отношение к школе, где сегодня (несмотря на введение курса информатики с его четким истолкованием понятия алгоритма) встречаются вольные толкования, мешающие логическому воспитанию учащихся. Например, можно встретить выражения «алгоритм сложения дробей» (хотя даже общий знаменатель не определен однозначно: можно взять произведение знаменателей складываемых дробей, а можно взять наименьшее общее кратное), «алгоритм приведения подобных слагаемых» (хотя порядок выполнения промежуточных действий здесь совсем не однозначен) и т. п. То, о чем говорит здесь и далее Клейн, это не алгоритмы в современном понимании.
|
1 |
Оглавление
|