Главная > Элементарная математика с точки зрения высшей, Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

III. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ

1. Роль теории чисел в школьном и университетском преподавании

Мы начнем теперь новую главу, которую посвятим собственно учению о целых числах, теории чисел, или арифметике в более узком смысле этого слова.

Я прежде всего дам сводку отдельных вопросов, в которых эта дисциплина соприкасается со школьным преподаванием.

1. Первой задачей теории чисел является вопрос о делимости: делится ли одно число на другое?

2. Можно указать простые правила, которые дают возможность легко распознать, делится ли произвольное число на небольшие числа: 2, 3, 4, 5, 9, 11 и т. д.

3. Имеется бесчисленное множество простых чисел, т. е. таких, которые не имеют собственных делителей, иными словами, которые делятся только на себя и на единицу:

4. Мы владеем всеми соотношениями, касающимися делимости любых чисел, если мы знаем их разложение на простые множители.

5. Теория чисел играет роль в вопросе об обращении рациональных дробей в десятичные: она поясняет, почему десятичная дробь должна стать периодической и как велик период.

Эти вопросы появляются уже в младших классах; позже вопросы теории чисел появляются лишь изредка. Отметим следующие факты.

6. Если и не во всех школах, то во всяком случае во многих излагаются непрерывные дроби.

7. Иногда излагаются диофантовы уравнения, т. е. уравнения с многими неизвестными, при решении которых мы ограничиваемся целыми значениями неизвестных. В виде примера я приведу пифагоровы числа, о которых мы уже имели случай говорить. Как известно, здесь речь идет о целых решениях уравнения

8. В тесной связи с теорией чисел находится вопрос о делении окружности на равные части, хотя этот вопрос вряд ли когда-либо разбирается в школе. Если нам нужно разделить окружность на равных частей, — разумеется, пользуясь всегда только циркулем и линейкой, — то это легко удается при . Но при это уже не удается, и учитель обыкновенно почтительно останавливается на этом пункте, не высказывая даже категорически того, что это выполнить вовсе невозможно. Причина этого обстоятельства коренится в глубоких соображениях теории чисел.

Чтобы избежать недоразумений, с которыми, к сожалению, в этом вопросе приходится довольно часто встречаться, я еще раз подчеркну, что здесь мы вновь имеем дело с вопросом точной математики, не имеющим для практических применений никакого значения. Для практических целей вряд ли кто-либо станет пользоваться точным построением даже в тех случаях, когда это возможно. Напротив, будет гораздо целесообразнее, оставаясь на почве приближенной математики, простыми и умело подобранными испытаниями разделить окружность на любое число равных частей; при этом можно легко достигнуть всякой практически доступной точности. Так, несомненно, поступает каждый механик, которому нужно строить инструменты с окружностями, разделенными на некоторое число частей.

9. Еще в одном месте в школе приходится столкнуться с высшей теорией чисел, — именно, в вопросе о квадратуре круга и связанном с ней вычислении числа При изложении этого вопроса тем или иным путем вычисляют первые десятичные знаки числа я, а затем, несомненно, упоминают о современном доказательстве трансцендентности числа решающем в отрицательном смысле древнюю задачу о квадратуре круга при помощи циркуля и линейки. В конце своего курса я возвращусь к этому доказательству, здесь же я ограничусь точной формулировкой этого утверждения; дело сводится к тому, что число я не может удовлетворять никакому алгебраическому уравнению с целыми коэффициентами вида

То обстоятельство, что коэффициенты должны быть целыми числами, играет здесь особую роль: именно оно и относит этот вопрос к теории чисел.

Само собой разумеется, что и здесь мы имеем дело с вопросом точной математики, ибо для нее только и имеет значение числовой характер . Для математика, ограничивающегося приближением, достаточно определить первые десятичные знаки, которые дают ему возможность произвести квадратуру круга с любой доступной нам точностью.

Этим исчерпывается роль теории чисел в школе.

Спросим еще, какое место она занимает в университетском преподавании и в научном исследовании. Я склонен разделить математиков, занимающихся самостоятельными исследованиями, по их отношению к теории чисел на две категории: одних я назову энтузиастами, других индифферентными. Для первых не существует никакой науки, которая была бы так прекрасна и так важна, как теория чисел, никакой науки, которая давала бы столь ясные и точные доказательства и теоремы такой безукоризненной строгости. «Если математика есть царица наук, то теория чисел есть царица математики», — говорит Гаусс. Индифферентные же стоят далеко от теории чисел, очень мало заботятся о ее развитии и стараются вовсе ее избегать. Большинство изучающих математику по своим симпатиям относится к последней категории.

Причина этого замечательного разделения, по моему мнению, коренится в следующем: с одной стороны, теория чисел, несомненно, имеет основное значение для всякого глубокого математического исследования. Необычайно часто мы наталкиваемся, исходя из совершенно различных областей, на сравнительно простые арифметические факты. Но с другой стороны, чистая теория чисел является крайне абстрактной дисциплиной; способностью же воспринимать с удовольствием весьма абстрактные вещи обладают немногие. Уже это обстоятельство само по себе могло бы содействовать безучастности, которую проявляют многие к теории чисел. Но это еще усиливается тем, что в современных сочинениях по теории чисел предмет излагается обыкновенно чрезвычайно абстрактно. Я полагаю, что теория чисел сделалась бы гораздо более доступной и встретила бы гораздо больше интереса к себе, если бы ее излагали гораздо но и на подходящих фигурах. Ее предложения, конечно, не зависят от этих вспомогательных средств, но применение этих средств могло бы во многом содействовать пониманию. Эту цель имеет в виду Минковский в еврей книге «О диофантовых приближениях», вышедшей в 1907 г. в Лейпциге.

Что касается учебников по теории чисел, то вы можете, собственно, вполне ограничиться тем материалом, который находите в учебниках алгебры,

1
Оглавление
email@scask.ru