Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
III. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ1. Роль теории чисел в школьном и университетском преподаванииМы начнем теперь новую главу, которую посвятим собственно учению о целых числах, теории чисел, или арифметике в более узком смысле этого слова. Я прежде всего дам сводку отдельных вопросов, в которых эта дисциплина соприкасается со школьным преподаванием. 1. Первой задачей теории чисел является вопрос о делимости: делится ли одно число на другое? 2. Можно указать простые правила, которые дают возможность легко распознать, делится ли произвольное число на небольшие числа: 2, 3, 4, 5, 9, 11 и т. д. 3. Имеется бесчисленное множество простых чисел, т. е. таких, которые не имеют собственных делителей, иными словами, которые делятся только на себя и на единицу: 4. Мы владеем всеми соотношениями, касающимися делимости любых чисел, если мы знаем их разложение на простые множители. 5. Теория чисел играет роль в вопросе об обращении рациональных дробей в десятичные: она поясняет, почему десятичная дробь должна стать периодической и как велик период. Эти вопросы появляются уже в младших классах; позже вопросы теории чисел появляются лишь изредка. Отметим следующие факты. 6. Если и не во всех школах, то во всяком случае во многих излагаются непрерывные дроби. 7. Иногда излагаются диофантовы уравнения, т. е. уравнения с многими неизвестными, при решении которых мы ограничиваемся целыми значениями неизвестных. В виде примера я приведу пифагоровы числа, о которых мы уже имели случай говорить. Как известно, здесь речь идет о целых решениях уравнения
8. В тесной связи с теорией чисел находится вопрос о делении окружности на равные части, хотя этот вопрос вряд ли когда-либо разбирается в школе. Если нам нужно разделить окружность на Чтобы избежать недоразумений, с которыми, к сожалению, в этом вопросе приходится довольно часто встречаться, я еще раз подчеркну, что здесь мы вновь имеем дело с вопросом точной математики, не имеющим для практических применений никакого значения. Для практических целей вряд ли кто-либо станет пользоваться точным построением даже в тех случаях, когда это возможно. Напротив, будет гораздо целесообразнее, оставаясь на почве приближенной математики, простыми и умело подобранными испытаниями разделить окружность на любое число равных частей; при этом можно легко достигнуть всякой практически доступной точности. Так, несомненно, поступает каждый механик, которому нужно строить инструменты с окружностями, разделенными на некоторое число частей. 9. Еще в одном месте в школе приходится столкнуться с высшей теорией чисел, — именно, в вопросе о квадратуре круга и связанном с ней вычислении числа
То обстоятельство, что коэффициенты должны быть целыми числами, играет здесь особую роль: именно оно и относит этот вопрос к теории чисел. Само собой разумеется, что и здесь мы имеем дело с вопросом точной математики, ибо для нее только и имеет значение числовой характер Этим исчерпывается роль теории чисел в школе. Спросим еще, какое место она занимает в университетском преподавании и в научном исследовании. Я склонен разделить математиков, занимающихся самостоятельными исследованиями, по их отношению к теории чисел на две категории: одних я назову энтузиастами, других индифферентными. Для первых не существует никакой науки, которая была бы так прекрасна и так важна, как теория чисел, никакой науки, которая давала бы столь ясные и точные доказательства и теоремы такой безукоризненной строгости. «Если математика есть царица наук, то теория чисел есть царица математики», — говорит Гаусс. Индифферентные же стоят далеко от теории чисел, очень мало заботятся о ее развитии и стараются вовсе ее избегать. Большинство изучающих математику по своим симпатиям относится к последней категории. Причина этого замечательного разделения, по моему мнению, коренится в следующем: с одной стороны, теория чисел, несомненно, имеет основное значение для всякого глубокого математического исследования. Необычайно часто мы наталкиваемся, исходя из совершенно различных областей, на сравнительно простые арифметические факты. Но с другой стороны, чистая теория чисел является крайне абстрактной дисциплиной; способностью же воспринимать с удовольствием весьма абстрактные вещи обладают немногие. Уже это обстоятельство само по себе могло бы содействовать безучастности, которую проявляют многие к теории чисел. Но это еще усиливается тем, что в современных сочинениях по теории чисел предмет излагается обыкновенно чрезвычайно абстрактно. Я полагаю, что теория чисел сделалась бы гораздо более доступной и встретила бы гораздо больше интереса к себе, если бы ее излагали гораздо но и на подходящих фигурах. Ее предложения, конечно, не зависят от этих вспомогательных средств, но применение этих средств могло бы во многом содействовать пониманию. Эту цель имеет в виду Минковский в еврей книге «О диофантовых приближениях», вышедшей в 1907 г. в Лейпциге. Что касается учебников по теории чисел, то вы можете, собственно, вполне ограничиться тем материалом, который находите в учебниках алгебры,
|
1 |
Оглавление
|