Главная > Элементарная математика с точки зрения высшей, Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

В. Учение о малых колебаниях, в частности, о колебаниях маятника.

Прежде всего я напомню вам вкратце тот вывод закона колебаний маятника, который мы обыкновенно излагаем в университете, пользуясь исчислением бесконечно малых. Предположим, что маятник висит на нити, длина которой равна обозначим через Ф угол, который маятник составляет с положением равновесия (рис. 80). Так как на маятник действует сила тяжести 129) g, направленная вертикально вниз, то, согласно основным уравнениям механики, движение маятника определяется следующим уравнением:

В случае небольших можно с достаточной точностью заменить на что дает для так называемых малых колебаний маятника такое уравнение:

Рис. 80

Общий интеграл этого уравнения выражается, как известно, посредством тригонометрических функций, которые, таким образом, играют здесь важную роль благодаря их дифференциальным свойствам (наличие тригонометрической величины в уравнении (1) не играет здесь роли); именно, общий интеграл имеет вид

где А и В обозначают произвольные постоянные, или, иначе,

где постоянная С называется амплитудой, а - начальной фазой колебания;

отсюда получаем для времени полного колебания величину

Школьное изложение (скрытый анализ бесконечно малых). Но совершенно иначе — по сравнению с этими простыми и ясными рассуждениями, которые, конечно, становятся еще нагляднее при более обстоятельном изучении вопроса, — складывается так называемое «элементарное» изложение закона колебаний маятника, принятое в школе. При этом изложении хотят совершенно избежать всякого последовательного применения исчисления бесконечно малых, между тем как именно здесь физика в силу внутренней природы ее проблем повелительно требует применения методов бесконечно малых; в результате оказывается, что прибегают к помощи специального приема, изобретенного и содержащего идеи анализа бесконечно малых, но только не называют их собственным именем. Разумеется, при этом получается крайне сложное построение, если только от него требуется действительная точность; поэтому на деле этот прием излагают большей частью с такими пропусками, что, на самом деле, вряд ли можно говорить о доказательстве закона колебаний маятника. Таким образом, получается такое курьезное явление: учитель на одном уроке — математики — наиболее требовательно относится к логической строгости доказательств, которой, по его мнению, унаследованному от традиций XVIII века, не удовлетворяет исчисление бесконечно малых, а на следующем уроке— физики — прибегает к крайне сомнительным заключениям и к самому смелому применению бесконечно малых. Вообще, подробное исследование математических методов, по традиции сохраняющихся в преподавании физики, снова и снова обнаруживает, что всякое рассуждение здесь затрудняет; удовлетворительное изложение становится часто совершенно невозможным благодаря искусственному исключению исчисления бесконечно малых из элементарного преподавания.

Разрешите мне, со своей стороны, для лучшего уяснения изложить в нескольких словах ход мыслей в элементарном выводе закона колебаний маятника, который применяется в учебниках и в школе. В этом доказательстве исходят из конического маятника; так называют пространственный маятник, который с равномерной скоростью v описывает окружность вокруг вертикальной оси, так что нить маятника описывает при этом поверхность прямого кругового конуса (рис. 81). Такое движение в механике называют правильной прецессией. Возможность такого движения в школе считают, конечно, установленной опытом и задаются лишь вопросом о том, какие соотношения имеют место между скоростью v и постоянным отклонением маятника от вертикали (т. е. углом между образующей конуса, описываемого нитью, и вертикалью). Начинают с того, что находят для радиуса круга, описываемого маятником, величину , где вместо а можно взять а, если предположить, что угол а достаточно мал. Затем говорят о центробежной силе 132) и выводят формулу, согласно которой наша точка, описывающая окружность со скоростью v, развивает центробежную силу, равную

Рис. 81

Чтобы движение не нарушилось, ее должна уравновешивать равная по величине сила, направленная к центру окружности, — так называемая центростремительная сила. Но последней является горизонтальная составляющая силы тяжести, равная по величине , что при достаточно малом а можно положить равным Таким образом, получаем искомое соотношение в следующем виде:

или

Отсюда находим, что время одного колебания маятника Г, т. е. то время, в течение которого маятник описывает полную окружность равно

другими словами, конический маятник совершает в случае достаточно малых отклонений а правильную прецессию с определенным периодом, величина которого не зависит от а.

Если мы хотим подвергнуть критике уже эту часть вывода, то, прежде всего, замену а на а мы можем признать допустимой; такую замену мы сами совершали в нашем точном выводе (с. 267); действительно, благодаря ей получается переход от «конечных» колебаний к «бесконечно малым» колебаниям. В противоположность этому, формула центробежной силы может быть получена «элементарным путем» только ценой различных неточностей, которые находят свое истинное обоснование лишь в дифференциальном исчислении. А именно, уже определение центробежной силы нуждается, в сущности, даже в понятии второй производной, так что при элементарном выводе приходится исказить и последнее. Вследствие этого возникают — ввиду невозможности ясно выразить то, о чем идет речь, — огромные затруднения для понимания, которые при применении дифференциального исчисления совершенно не имели бы места. Мне не приходится входить здесь в детали.

Но на этом еще далеко не кончается вывод закона колебаний маятника. Мы показали только возможность равномерного движения по кругу, которое на языке аналитической механики изображается следующими уравнениями, если возьмем оси х и у в плоскости этого круга (т. е. при наших упрощениях в плоскости, касательной к сфере) (рис. 82):

Но мы желаем получить плоские колебания маятника, другими словами, тяжелая точка маятника должна Двигаться по нашей плоскости вдоль одной прямой оси а чтобы при отклонении получилось верное уравнение (3), его уравнение движения должно иметь такой вид:

Рис. 82

Итак, нам надо от уравнений (4) прийти к уравнениям (5), причем мы не должны пользоваться дифференциальными уравнениями динамики. Этого достигают, вводя принцип наложения небольших колебаний, согласно которому, если возможны два движения , то возможно и движение . А именно, мы можем комбинировать левовращательное движение маятника, выражаемое уравнениями (4), с правовращательным движением, определяемым такими уравнениями:

В результате, если взять то движение в действительности представляет собой то колебательное движение маятника, выражаемое уравнениями (5), которое мы хотели вывести.

При критике этих рассуждений прежде всего возникает, конечно, вопрос о том, каким образом можно обосновать или, по крайней мере, сделать правдоподобным, не пользуясь дифференциальным исчислением, принцип наложения колебаний. Но главным образом при всех таких элементарных приемах изложения всегда возникает вопрос о том, не могут ли такие последовательно допускаемые неточности привести в результате к заметной ошибке, хотя бы в отдельности эти неточности и были допустимы.

Подробнее останавливаться на этом мне не приходится, так как эти вопросы столь элементарны, что всякий из вас может самостоятельно продумать их до конца, раз ваше внимание на них обращено. Я же хотел бы еще раз отметить, что здесь речь идет о следующем центральном пункте проблемы преподавания: с одной стороны, здесь ясно выступает потребность принимать во внимание исчисление бесконечно малых, а с другой стороны, обнаруживается необходимость введения тригонометрических функций в общем виде, независимо от их специального применения к геометрии треугольника.

Теперь я перейду к последнему из тех применений тригонометрических функций, о которых я имел в виду говорить.

1
Оглавление
email@scask.ru