Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 2. ВЕРОЯТНОСТЬРазделами математики, используемыми при изучении случайных сигналов и шума, являются теория вероятностей и статистика. Главы 2, 3 и 4 имеют своей целью изложение соответствующих разделов теории вероятностей, достаточно подробное для того, чтобы читатель, не знакомый с этим предметом, получил в свои руки инструмент, необходимый для изучения основной части книги. Материал излагается без каких-либо претензий на математическую строгость. Тот, кто пожелает посвятить некоторое время тщательному изучению математической теории вероятностей, может воспользоваться рядом превосходных руководств, в особенности книгами Крамера (I), Феллера (I) и Лоэва (I). 2.1. ВведениеОдин из способов подойти к понятию вероятности связан с явлением статистической устойчивости. В природе часто встречаются ситуации, при которых будущие события могут быть предсказаны на основе накопленного в прошлом опыта только грубо или только в среднем, но не точно. Мы говорим в таких случаях, что событие является случайным. Наша неспособность дать точные предсказания может быть обусловлена тем, что 1) мы не знаем всех причинных сил, участвующих в рассматриваемом явлении; 2) мы не имеем достаточных сведений об условиях задачи; 3) действующие силы столь сложны, что вычислить суммарный эффект их действия невозможно, или, быть может, 4) имеется неопределенность в основе самого физического явления. Каковы бы ни были причины случайности, в очень многих ситуациях, приводящих к случайным событиям, при многократном повторении этих ситуаций можно наблюдать вполне определенные средние результаты. Так, например, общеизвестно, что при многократном подбрасывании монеты она приблизительно в половине случаев падает гербом кверху. Тенденция, в силу которой при увеличении числа одинаковых опытов результаты их все более сходятся к некоторому общему среднему, называется статистической устойчивостью. Нужно, однако, подчеркнуть, что наша уверенность в существовании статистической устойчивости является чисто индуктивной и не подлежит математическому доказательству. Желая придать изучению случайных событий математическую форму, мы, во-первых, исходим из предположения, что существуют определенные системы, обладающие статистической устойчивостью; во-вторых, мы строим математическую модель (т. е. систему аксиом и вытекающих из них теорем), описывающую свойства статистической устойчивости, и, наконец, применяем полученные с помощью математической дедукции выводы к реальным системам. Наиболее широко распространенная и употребляемая для этих целей математическая модель называется математической теорией вероятностей и основывается на аксиомах, сформулированных Колмогоровым (I, гл. 1). Воспользуемся теперь идеей статистической устойчивости для разъяснения понятия вероятности. Прежде всего выберем основной эксперимент-, например, будем наблюдать результат бросаний игральной кости или измерять мгновенное значение шумового напряжения в данный момент времени. Далее, определим все возможные исходы основного эксперимента. Так, например, возможными исходами бросания кости могут быть выпадения одного, двух, трех, четырех, пяти или шести очков, тогда как в случае измерения напряжения шума мы можем ожидать любых мгновенных значений от плюс до минус бесконечности. Будем теперь повторять основной эксперимент много раз в одинаковых условиях и наблюдать результаты. Рассмотрим один из возможных исходов основного эксперимента, скажем выпадение двух очков при бросании кости. Свяжем с этим событием неотрицательное вещественное число, которое назовем вероятностью его появления. Предположим, что при большом числе N повторений опыта интересующее нас событие (А) происходит
К сожалению, такой простой подход таит в себе много трудностей. Одна очевидная трудность состоит, например, в том, что, строго говоря, предел никогда не может быть найден (ибо никто не может прожить достаточно долго), хотя в некоторых случаях (таких, например, как азартные игры) могут быть очень веские основания полагать, что этот предел существует и известен. Поэтому мы предпочтем определить вероятность не как предел относительной частоты, а абстрактным образом, но все же так, чтобы вероятности вели себя подобно пределам относительных частот. Важное оправдание такой процедуры постфактум состоит в том, что она приводит к так называемому закону больших чисел, который, грубо говоря, состоит в том, что при некоторых весьма общих условиях математический эквивалент эмпирически определенной относительной частоты сходится к соответствующей вероятности, а поэтому эмпирические относительные частоты могут быть использованы для определения вероятностей. Одну из форм закона больших чисел мы рассмотрим в § 5.5.
|
1 |
Оглавление
|