Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
15.4. СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ГЕТЕГОННОЙ ПЛАЗМЫ
Как вытекает из изложенного в предыдущем разделе, в своем исследовании мы должны непосредственно опираться на результаты изучения физики и химии лабораторной плазмы. Кроме того, важно исследовать космические явления, происходящие в настоящее время. Нельзя надеяться создать приемлемую модель процессов гетегонной плазмы с помощью одних только абстрактных рассуждений, но вполне понятно, что мы можем провести экстраполяцию от современных ситуаций к гетегонным условиям. Поэтому наша стратегия должна заключаться в следующем.
1. Основной принцип-, домагнитогидродинамические модели {Лаплас, Вейцзекер, Койпер, Берлаге, Камерон и др.) и теории
«первого приближения» (Хойл) представляют ограниченный интерес. Мы будем следовать «второму приближению», определенному выше. Это означает, что мы будем полагаться в большей мере на лабораторные и космические эксперименты, особенно на те из них, которые специально направлены на изучение проблем гетегонии.
2. Экстраполяция из физики магнитосферы: передача момента количества движения от вращающегося намагниченного центрального тела к окружающей плазме имеет некоторую аналогию с современной ситуацией в магнитосфере Земли. Гетегонная ситуация отличается от нее в двух отношениях: а) плотность плазмы должна была быть намного выше; б) наблюдаемые в настоящее время эффекты, связанные с солнечным ветром (магнитные бури и т. д.), не обязательно должны были играть большую роль.
Экстраполяция наших знаний о магнитосфере затрудняется тем, что эта область все еще не достаточно хорошо изучена. Исследование космического пространства, конечно, снабжает нас обилием наблюдательных данных, однако теории все еще не разработаны в достаточной мере. Большинство теорий описывают псевдоплазму и поэтому представляют ограниченный интерес. Систематические попытки переносить результаты, полученные для лабораторной плазмы, на магнитосферу (согласно принципу «второго приближения») предпринимали Линдберг, Блок и Дэниэльссон. Их исследования будут рассмотрены в другом месте нашей работы; обзор новых результатов дан Фельтхаммаром [157].
3. Экстраполяция из физики Солнца: в некотором отношении гетегонные явления могут быть экстраполированы из явлений в области солнечных пятен — протуберанцев. Поскольку в фотосфере существует магнитное поле В и вращательное движение то обычно имеется пульсирующее напряжение. Между двумя точками имеется разность потенциалов
Если соединены магнитной силовой линией, то вдоль нее от а к может происходить электрический разряд (рис. 15.4.1; см. также [387]). Цепь тока замыкается токами в фотосфере.
Наличие тока вдоль магнитной силовой линии представляет собой основное явление в протуберанцах. Волокнистый ток такого типа обладает свойством засасывать в себя ионизованное вещество из окружающей среды. Это явление до некоторой степени подобно пинч-эффекту [23]. В результате плотность в протуберанце оказывается на несколько порядков величины больше плотности в окружающей короне. В то же время температура оказывается на несколько порядков ниже 104 К в протуберанце, а в короне
Рис. 15.4.1. Вращательное движение и магнитное поле в солнечном пятне могут приводить к возникновению напряжения между точкой а в солнечном пятне и точкой вне его, что вызывает протекание разрядного тока I вдоль магнитной силовой линии от а к 6. Цепь замыкается токами под фотосферой от точки 6 к с (и обратно к а).
Типичное значение силы тока в протуберанце составляет 1011 А [100]. Поскольку токи в магнитосфере обычно имеют порядок и линейные размеры не очень различаются (в обоих случаях порядка 1010 см), то условия на Солнце представляют собой только вариант условий в магнитосфере, характеризуемый наличием большого тока и высокой плотности. Как будет видно, Гетегонные условия обычно подразумевают очень большие токи. Следовательно, гетегонная магнитосфера до некоторой степени подобна современной солнечной короне. Линейные размеры волокнистых структур в некоторых гетегонных магнитосферах планет могли быть сравнимыми с современными протуберанцами на Солнце, тогда как в гетегонной солнечной короне (гигантской короне) размеры таких образований должны были бы быть на три-четыре порядка больше.
К сожалению, большая часть теоретических исследований физики Солнца все еще находится на уровне «первого приближения» и, следовательно, имеет ограниченную применимость для нашей цели. Однако аналогия между протуберанцами на Солнце и гетегонными волокнистыми структурами важна, так как она может приблизить нашу модель к реальности. Следовательно, приемлемая модель должна содержать вращающееся намагниченное центральное тело, окруженное сетью структур типа протуберанцев, соединяющих поверхность центрального тела с окружающей плазмой.
Интересно отметить, что Чемберлин [102] и Мультон [304] связали свои «планетезимальные» теории с солнечными протуберанцами, хотя и другим путем.
4. Экстраполяция от темных облаков и звездных оболочек-. в эпоху образования планет и спутников количество газа, выпадающего в околосолнечную область из окружающих областей космического пространства, вероятно, было достаточным для
Рис. 15.4.2. Иллюстрация современной стратегической ситуации в астрофизике. До объединения умозрительных астрофизических теорий с наблюдениями теории «первого приближения» должны быть проверены в лабораторных условиях, где многие их составляющие несомненно будут выброшены. Это единственный путь создания астрофизических концепций с минимумом риска. Мы повторяем, что наука без контакта с экспериментом, вероятно, полностью запутается в нереальных предположениях.
возникновения в объеме, сравнимом с объемом Солнечной системы, таких концентраций, как в солнечной короне. Конденсатов твердых частиц, образовавшихся или захваченных в волокнистых структурах, распространяющихся через эту среду, должно было быть вполне достаточно для получения по крайней мере полной массы тел-спутников () за период времени порядка лет. В темных облаках, наблюдаемых в наше время, встречаются такие плотности газа и пыли, которые достаточны для того, чтобы допустить гравитационную аккрецию необходимой массы в течение 107 — 108 лет.
Другими объектами, возможно проливающими свет на образование Солнечной системы, являются звезды с оптически тонкими оболочками силикатной пыли. Относительно частая их встречаемость свидетельствует о значительной продожительности явления. Тот факт, что центральные звезды в таких системах представляют собой самые различные типы звезд (от ранних до поздних [315, 368]), наводит на мысль, что, как правило, околозвездное вещество собирается звездой извне, а не за счет выбросов из самой звезды.
В настоящее время точно не известно, насколько близкой может быть параллель между темными облаками, околозвездными: оболочками и нашей Солнечной системой в состоянии ее формирования. Дальнейшие более тонкие исследования этих объектов представляют значительный интерес с точки зрения гетегонии. Особенно важно накапливать информацию о таких плазменных явлениях, как магнитные поля и ионно-молекулярные реакции в оптически непрозрачных темных облаках.
На рис. 15.4.2 мы попытались изобразить общую схему, по которой следует развивать астрофизические теории, с тем чтобы они были реалистичны и соответствовали наблюдениям.