10.5. О ВОЗМОЖНОСТИ. РЕКОНСТРУКЦИИ ГЕТЕГОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Есть основания полагать, что к возникновению Солнечной системы привел ряд драматических событий между 4 и 5 млрд. лет назад. Чтобы воссоздать эти события, необходимо определить, как изменилась система с момента ее образования. До тех пор, пока мы не способны скомпенсировать изменения в Солнечной системе после ее образования, у нас мало шансов понять первоначальные процессы. Как будет видно далее, имеется быстро увеличивающееся количество химических данных, относящихся к формированию Солнечной системы. Но и с точки зрения динамики системы также имеется, как уже отмечалось выше, удивительно большое количество данных, касающихся первоначальных процессов ее образования. За некоторыми важными исключениями, большие тела Солнечной системы (и планеты, и спутники) в настоящее время находятся приблизительно в том же состоянии, в котором они находились непосредственно после своего образования.
В литературе встречается множество предположений об изменениях в структуре Солнечной системы. В некоторых случаях допускаются драматические изменения орбит планет и спутников. Большинство из этих предположений никогда не было бы опубликовано, если бы их авторы исследовали динамические свойства Солнечной системы.
Подводя итог, можно сказать, что нет указаний на какое-либо большое изменение орбит планет. Что касается спутников, то только орбиты Луны и Тритона подверглись сильным изменениям. Вероятно, эти тела были первоначально самостоятельными планетами, которые затем были захвачены и переведены на их современные орбиты приливными явлениями. Не имеется данных, которые свидетельствовали бы о том, что орбита какого-нибудь из нормальных (с прямым движением) спутников подверглась заметным изменениям.
В отношении малых тел (астероидов, комет, метеорных тел) можно сделать иные выводы. Какмы обнаружили, явления вязкости, включающие столкновения, во многих случаях важны и приводят к изменению элементов орбит. К этой категории принадлежат VIII, IX, XI и XII спутники Юпитера с обратным движением и спутник Сатурна Феба. Захват этих спутников на их современные орбиты мог произойти в течение постаккреционной фазы, хотя представляется более вероятным, что это произошло в конце периода аккреции.
Выдвигались предположения, что спутники Марса являются недавно захваченными астероидами. Поскольку это единственные тела Солнечной системы, которые не укладываются в общую
таблицу в гл. 23, то с теоретической точки зрения было бы, конечно, удобно объяснять их происхождение таким образом. Однако такое объяснение приводит к ряду трудностей. Упомянутые выше спутники, которые мы считаем захваченными, движутся в обратном направлении по орбитам с большими эксцентриситетами, коренным образом отличающимся от орбит спутников Марса — с малыми эксцентриситетами и наклонениями.