19.6. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КОМПЛЕКСА КОМЕТ - МЕТЕОРНЫХ ТЕЛ
Из сказанного выше вытекает представление об истории семейства комет — метеорных тел, иллюстрируемое рис. 19.8.2. Исходная транспланетная конденсация создает
долгопериодические метеорные тела, многие из которых фокусируются в струйные потоки (долгопериодические метеорные потоки). Аккреция в пределах зтих потоков, вероятно обусловленная волнами плотности, приводит к образованию долгопериодических комет. Все эти тела движутся по почти параболическим орбитам со случайным распределением.
Сближения долгопериодических метеорных тел с планетами приводят к деформации их орбит в короткопериодические орбиты преимущественно с прямым движением и меньшими эксцентриситетами. Эти метеорные тела фокусируются в короткопериодические метеорные потоки, в которых затем путем аккреции образуются короткопериодические кометы. Окончательным уделом наибольших из этих комет могут быть тела типа астероидов семейства Апполона — Амура («сгоревшие кометы»), которые в конечном счете сталкиваются с планетой.
В принципе, короткопериодические кометы могут образоваться из долгопериодических, «захваченных» Юпитером. Этот процесс аналогичен процессу возникновения короткопериодических метеорных тел из долгопериодических. Однако вероятность его на несколько порядков меньше, чем для метеорных тел, и поэтому он не может иметь существенного значения.
Вероятность перехода от почти параболической орбиты к захваченной имеет порядок (Эту вероятность не следует смешивать с вероятностью диффузии афелия долгопериодической орбиты за счет рассеяния Юпитером.) Поскольку периоды тел, захваченных при пересечении орбиты Юпитера, составляют 10—100 лет, это означает, что диффузия между различными орбитами происходит за лет. Это меньше среднего времени жизни тела типа метеорного в межпланетном пространстве (порядка лет). Поэтому заселенность различных орбит будет приблизительно одинаковой.
В поразительном контрасте с долгим временем жизни коротко-периодических метеорных тел находится малое время жизни короткопериодических комет, которое, согласно наблюдениям, составляет лишь 100—10 000 лет. Это означает, что между долгопериодическими и короткопериодическими кометами не может установиться диффузионное равновесие. Иными словами, Юпитер нельзя считать эффективным рассеивателем долгопериодических комет в короткопериодические. Если бы возникновение короткопериодических комет было связано исключительно с захватом долгопериодических, то их число было бы на три-четыре порядка меньше наблюдаемого.
Указанное обстоятельство является серьезным недостатком теории захвата короткопериодических комет [298]. Этой трудности можно избежать, предположив ad hoc наличие специального пометного резервуар а вблизи Юпитера (но вне его орбиты); однако
независимого доказательства в пользу такого резервуара не имеется. Далее, неотъемлемым свойством теории захвата является то, что она принимает без доказательства существование долгопериодических комет. Ее единственная задача — связать происхождение короткопериодических комет с предшествующей стадией эволюции.
В рамках используемого здесь подхода короткопериодические кометы считаются аккрецированными из короткопериодических метеорных потоков посредством того же самого процесса, с помощью которого образуются долгопериодические кометы при аккреции в долгопериодических метеорных потоках. В этом случае оба типа объектов следуют схеме эволюции, которая в основном такая же, как эволюция планет и спутников.