Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике $\mathrm{K}$ дифференциальному уравнению (5.6) сводятся не только задачи о силовом возбуждении, но также задачи о кинематическом возбуждении, когда колебания механической системы вызываются некоторым заданным (в частности, колебательным) движением каких-либо ее точек. Так, например, если к грузу маятника не приложена сила, но ось шарнира обладает горизонтальной подвижностью и ей заданы колебания $x=x(t)$, то они вызовут колебания и самого маятника (рис. 5.1, в). Для того чтобы получить дифференциальное уравнение абсолютного движения, зашишем (сравнить с выражениями (5.7)): отсюда для угла $\varphi$ следует уравнение Лагранжа Как видно, оно совпадает с основным дифференциальным уравнением (5.8), составленным для случая силового возбуждения, если ввести эквивалентную вынуждающую силу $Q(t)=-m \ddot{x}$. Возможна несколько иная трактовка этой задачи, если рассматривать движение маятника как сложное, состоящее из заданного поступательного переносного движения вместе с шарниром и искомого относительного вращательного движения. Дифференңиальное уравнение относительного движения следует составлять с учетом переносной силы инерции – тй , момент которой составляет $-m l \ddot{x}$. При этом придем к уравнению моментов которое совпадает с уравнением (5.11). Конечно, в этой задаче можно составить и второе уравнение गагранжа, соответствуюее кордипате $x$. Из такого уравнения определяется приложешная к оси шарнира сила, необходимая для создания заданиого движения шарнира: вшрочем, вопрос об определении этой силы может и не возникать. На рис. 5.2 показаны еще два примера систем с кинематическим возбуждением колебаний. В первом случае вертикальные колебания упруго подвешенного груза 1 вызываются заданными вертикальными колебаніями платформы 2; во втором случае крутильные колебания диска 1 возникают из-за вращательных колебаний опорного диска 2 , которые здесь считаются заданными. В подобных случаях удобнее составлять дифференциальные уравнения относительного движения тел, обозначенных на рисунках дифрами 1. Результаты решения такой задачи позволяют сразу определить усилия в упругих элементах. Пример 5.1. Составить дифференциальное уравнение вертикальных колебаний упруго подрессоренного груза при безотрывном движении колеса по веровному участку пути (рис. 5.3). Профиль участка задан уравнением где $h$ – предел, к которому стремится высота неровности; $\gamma$ – параметр, характеризующий кривизну профиля. Кроме того, дано: Рассмотрим движение груза относительно поступательно движущихся осей $\xi, \eta$, которые жестко связаны с центром колеса. Ось $\xi$ совместим с вертикальной осью подвески, а горизонтальную ось $\eta$ проведем на высоте $l$, считая от уровня профиля. Тогда при движении по неровности абсолютная вертикальная координата начала подвижной координатной системы определяется выражением Подставляя сюда $x=v t$ и дважды дифференцируя по времени, находим переносное вертикальное ускорение Рис. 5.3 Дифференциальное уравнение относительного движения груза имеет вид приводя его к форме (5.6), имеем Решение этого уравнения см, ниже в примере 5.4 (стр. 114-115).
|
1 |
Оглавление
|