Главная > Введение в теорию механических колебаний (Я.Г. Пановко)
<< Предыдущий параграф
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Как мы видели выше, в нелинейных системах с кусочно-линейными характеристиками удобно разделить весь процесс движения на последовательность интервалов, в каждом из которых дифференциальное уравнение линейно и легко решается в замкнутом виде. Тогда задача сводится к последовательному решению нескольких дифференциальных уравнений и припасовыванию найденных решений путем согласования значений координаты и скорости на границах интервалов.

В качестве первого примера рассмотрим систему с вязким трением, на которую в моменты прохождения терез положение равновесия с положительной скоростью $(q=0, \dot{q}>0)$ действуют мгновенные импульсы $S$, направленные в сторону движения (см., например, рис. $0.2,6$ ). В промежутках времени между двумя последовательными импульсами движение системы описывается дифференциальным уравнением (2.6), решение которого примем в форме (2.7). Входящие сюда постоянные определяются условиями в натале рассматриваемого

$n$-го промежутка $\quad q(0)=0, \quad \dot{q}(0)=\dot{q}_{n}^{+}$:
\[
C_{1}=\dot{q}_{n}^{+} / k_{*}, \quad C_{2}=0 .
\]

Таким образом, для $q$ и $\dot{q}$ имеем
\[
\begin{array}{l}
q=\left(\dot{q}_{n}^{+} / k_{*}\right) e^{-h t} \sin k_{*} t \\
\dot{q}=\dot{q}_{n}^{+} e^{-h t}\left[\cos k_{*} t-\left(h / k_{*}\right) \sin k_{*} t\right] .
\end{array}
\]

В последиий момент перед приложением очередвого $(n+1)$-го пмнульса, т. е. при $t=2 \pi / k_{*}$, обобщенпая скорость равна
\[
\dot{q}_{n+1}^{-}=q_{n}^{+} e^{-2 \pi h / k *} .
\]

Следовательно, непосредственно после приложения следующего импульса
\[
\dot{q}_{n+1}^{+}=\dot{q}_{n+1}^{-}+\frac{S}{a}=\dot{q}_{n}^{+} e^{-2 \pi h / k *}+\frac{S}{a} .
\]

В стационарном режиме, т. е. при движении по предельному циклу, должно быть $\dot{q}_{n+1}^{+}=\dot{q}_{n}^{+}$; из этого условия периодичности следует выражение для обобщенной скорости сразу после приложения любого из мгновенных импульсов:
\[
\dot{q}^{+}=\frac{S}{a\left(1-e^{-2 \pi h / k *}\right)} .
\]

Соответственно для обобщенной координаты находим
\[
q_{\max } \approx \frac{S}{a k_{*}\left(1-e^{-2 \pi h / k}\right)} .
\]

Энергия, рассеиваемая в рассмотренной системе за время свободного движения между двумя последовательными импульсами, мгновено восполняется благодаря скачку скорости в момент прложения пмпульса.

Сходными автоколебательными свойствами обладает система, в которой наряду с обычной силой вязкого трения действует сила отрицательного кулонова трения. Характеристика трения показана на рис. $13.5, a$, так что дифференциальное уравнение движения пмеет вид
\[
a \ddot{q}+b \dot{q}-R_{0} \operatorname{sign} \dot{q}+c q=0 .
\]

Здесь причиной самовозбуждения колебаний служит отрицательная сила кулонова трения. Іри малых отклонениях системы от состояния равновесия влияние указанной силы значительнее демпфирующего влияния силы вязкого трения и состояние равновесия неустойчиво. Однако при дальнейшем развитии колебаний эти влияния сравняются и установится стационарный режим автоколебаний (рис. 13.1,б). После большого начального
Puc. 13.5

отклонения (рис. 13.1, в) постененпо устанавлпвается тот не стационарный режим.

Рассмотрим какой-либо интервал процесса, в котором координата убывает (см. на рис. 13.5, б интервал, отмеченный числами 0 и $1 / 2$ ); на этом интервале дифференциальное уравнепие (13.7) принимает форму
\[
a \ddot{q}+b \dot{q}+c q=-R_{0},
\]

п его решение при начальных условиях $q_{0}=A_{0}, \dot{q}_{0}=0$ пмеет внд
\[
q=\left(A_{0}+\frac{R_{0}}{c}\right) e^{-h t}\left(\cos k_{*} t+\frac{h}{k_{*}} \sin k_{*} t\right)-\frac{R_{0}}{c} .
\]

Далее находим скорость
\[
\dot{q}=-\left(A_{0}+\frac{R_{0}}{c}\right) e^{-h t} \frac{k^{2}}{k_{*}^{2}} \sin k_{*} t
\]
(обозначения соответствуют принятым в § 2). В точке $1 / 2$ скорость обращается в нуль, и этому моменту соответствует равенство
\[
k_{*} t_{1 / 2}=\pi
\]

причем координата $q$ принимает значение
\[
q=A_{1 / 2}=-A_{0} e^{-\frac{\pi h}{k_{*}}}-\frac{R_{0}}{c}\left(1+e^{-\frac{\pi h}{k *}}\right) .
\]

На следующем интервале времени $1 / 2-1$ скорость положительная, и из уравнения (13.7) имеем
\[
a \ddot{q}+b \dot{q}+c q=R_{0} .
\]

Для этого иптервала времени при смещенном в точку $1 / 2$ начале отсчета получим
\[
\begin{array}{l}
q=\left(A_{1 / 2}-\frac{R_{0}}{c}\right) e^{-h t}\left(\cos k_{*} t+\frac{h}{k_{*}} \sin k_{*} t\right)+\frac{R_{0}}{c}, \\
\dot{q}=-\left(A_{1 / 2}-\frac{R_{0}}{c}\right) e^{-h t} \frac{k^{2}}{k_{*}^{2}} \sin k_{*} t .
\end{array}
\]

В состоянии 1, когда $\dot{q}_{1}=0$,
\[
k_{*} t_{1}=\pi,
\]

координата $q$ равна
\[
q=A_{1}=-A_{1 / 2} e^{-\frac{\pi h}{k_{*}}}+\frac{R_{0}}{c}\left(1+e^{-\frac{\pi h}{h_{*}}}\right) .
\]

Подставив сюда выражение (13.8), найдем связь между двумя последовательными положнтельными отклонениями:
\[
A_{1}=A_{0} e^{-\frac{2 \pi h}{h *}}+\frac{R_{0}}{c}\left(1+e^{-\frac{\pi h}{k *}}\right)^{2},
\]

причем длительность одного цикла (иернод автоколебаниї) составляет $2 \pi / k_{*}$. 13 стацинарном режнме должно быть $A_{1}=A_{0}=A_{\text {ст }}$. Отсюда находим
\[
A_{\mathrm{CT}}=\frac{R_{0}}{c} \frac{\left(1+e^{-\pi h / k *}\right)^{2}}{1-e^{-2 \pi h / k *}} .
\]

При малых значениях отношения $h / k_{*}$ можно принять
\[
A_{\mathrm{Cr}}=\frac{2 R_{0}{ }^{k}}{\pi c h} .
\]

В качестве третьего примера рассмотрим систему, показанную на рис. $13.6, a$. Она состоит із равномерно движущегося ведущего звена 1, приводящего через пружину 2 в двнжение груз 3. Между грузом и поверх-

ностью, по которой он скользит, развивается сила сухого трения; характеристика трения имеет вид, показанный на рис. $13.6,6$, и схематически отражает известное из экспериментов различие между предельной силой трения покоя и силой трения движепия.

Введем обозначения: $v_{0}$ – скорость ведущего ввена, $c$ – коэфициент жесткости пружины, $m$ – масса груза,
Рис. 13.6
$k=\sqrt{c / m}, R_{1}$– предельная спла трения покоя, $R_{2}$ – спна трения динения.

Очевндно, возможно такое двнжение рассматриваемой щстемы, при котором скорость груза 3 также равна $v_{0}$. При этом пружина 2 сжата постоянной силой $P$, равной силе трения движения $R_{2}$. Однако, как мы убедимся, этот режим может оказаться неустойчивым и при определених обстоятельствах оћоло него возникают автоколебания.

Если скорость $v_{0}$ мала, то какое-либо случайное преІятствие может оказаться достаточным для остановки гууза на некоторое колечное время.

Ведущее звено, продолжая движение вправо, будет сжимать пружину до тех пор, пока сила сжатия $P$ не сравняется с сплой трения покоя $R_{1}$. Лишь после этого произойдет срыв груза, причем сила трения мгновенно уменьшится до значения $R_{2}$. Но сила сжатия пружины в первый момент начавшегося двнжения будет по-прежнему равна $R_{1}$, и, следовательно, равновесие сил, действующих на груз, нарущится.

Совместим с моментом срыва начало отсчета времени $t=0$ і заметим, что в этот момент равны нуло как координата $x$, так II скорость $\dot{x}$ :
\[
x(0)=0, \quad \dot{x}(0)=0
\]
(отсчет перемещениӥ будем вести от места остановки груза).

Рассмотрим теперь процесс последующего движения. К некоторому моменту времени $t>0$ длина пружины изменится на отрезок $x-v_{0} t$ и соответственно сила упругости пружины уменьшится до значения
\[
P(t)=R_{1}-c\left(x-v_{0} t\right) .
\]

Таким образом, дифференциальное уравнение движения груза запишется в виде
\[
R_{1}-c\left(x-v_{0} t\right)-R_{2}=m \ddot{x},
\]

или
\[
\ddot{x}+k^{2} x=k^{2} v_{0} t+\frac{R_{1}-R_{2}}{m} .
\]

Решение этого уравнения, удовлетворяющее начальным условням (13.12), нмеет внд
\[
x=v_{0} t-\frac{v_{0}}{k} \sin k t+\frac{R_{1}–R_{2}}{c}(1-\cos k t) .
\]

Первое слагаемое иравої части выражает равномерное движение со скоростью ведущего звена, а остальные слагаемые – дополнительные колебания груза.
Скорость груза меняется по закону
\[
\dot{x}=v_{0}-v_{0} \cos k t+\frac{k\left(R_{1}-R_{2}\right)}{c} \sin k t
\]

и в некоторый момент времени может вновь обратиться в нуль. Условие новой остановки груза приводит к уравнению
\[
v_{0}-v_{0} \cos k t_{1}+\frac{k\left(R_{1}-R_{2}\right)}{c} \sin k t_{1}=0,
\]

в котором $t_{1}$ – время от момента срыва до момента новой остановки. Введем безразмерный параметр
\[
\alpha=\frac{k\left(R_{1}-R_{2}\right)}{c v_{0}} .
\]

Теперь условие остановки принимает вид
\[
\alpha \sin k t_{1}=\cos k t_{1}-1 .
\]

Решив это уравнение, найдем
\[
\sin k t_{1}=-\frac{2 \alpha}{1+\alpha^{2}}, \quad \cos k t_{1}=\frac{1-\alpha^{2}}{1+\alpha^{2}} .
\]

Модули полученных выражений всегда меньше единицы, так что из (13.15) всегда следует вещественное значение $t_{1}$. Получив это значение $t_{1}$, можно но формуле (13.14) определить координату $x$ груза в момент новой остановки, т. е. путь, пройденный грузом за время $t_{1}$ :
\[
x_{1}=v_{0} i_{1}-\frac{v_{0}}{k} \sin k t_{1}+\frac{R_{1}-R_{2}}{c}\left(1-\cos k t_{1}\right)=v_{0} t_{1}+\frac{2 \alpha v_{0}}{k} .
\]

С учетом выражений (13.15) найдем по соотношению (13.13) силу сжатия шружины в момент остановки:
\[
P\left(t_{1}\right)=2 R_{2}-R_{1} .
\]

Отсюда видно, тто $P\left(t_{1}\right)<R_{1}$ (так как $R_{2}<R_{1}$ ). Следовательно, после остановни груз некоторое премя будет оставаться на месте, пока спла сжатня пуужнны вновь не достигнет значения предельнй силы трения покоя. ІІсле этого џронзойдет новый срыв груза и начнется следующий цикл, полностью совнадающий с лредыдущим. Таким образом, рассматриваемый процесс представґяет собой стационарные автоколебания.

За время, в тетение которого груз покоптся, спла сжатия постепенно возрастает на величнну
\[
\Delta P=R_{1}-P\left(t_{1}\right)=2\left(R_{1}-R_{2}\right),
\]

I соответствущее дополнительие укорочение пруяины составнт
\[
\Delta l=\frac{\Delta P}{c}=\frac{2\left(R_{1}-R_{2}\right)}{c} .
\]

Этой же величине равен путь, пройденный ведущим звепом за время останови груза. Следовательно, длительность состояния покоя груза равиа
\[
t_{2}=\frac{\Delta l}{v_{0}}=\frac{2\left(R_{1}-R_{2}\right)}{c v_{0}}=\frac{2 \alpha}{k} .
\]
(Тот же результат можно найти из условпя $v_{0}\left(t_{1}+t_{2}\right)=$ $=x_{1}$, выражаюего равенство перемещений груза іл вепущего звена за один полиый цикл рассматриваемого гроцесса.)

Таким образом, период автоколебаний определяется формулой
\[
T=t_{1}+t_{2}
\]

для пользования которой сначала нужно найтп $t_{1}$ из выражений (13.15), а затем $t_{2}$ из формулы (13.16).

Чем меньше скорость ведущего звена, тем более резко выражен процесс автоколебаний. Действительно, при малых значепиях $v_{0}$ безразмерпый параметр $\alpha$ становится весьма большим и из выражения (13.15) следует приближенно
\[
\sin k t_{1} \rightarrow 0, \quad \cos k t_{1} \rightarrow-1, \quad \text { т. e. } t_{1}=\frac{\pi}{k} .
\]

Соответственно (13.16) это приводит к следующей формуле для периода автоколебаний:
\[
T=\frac{\pi+2 \alpha}{k} .
\]

Здесь ясно видно, что роль второго слагаемого в тислителе возрастает с уменыпением скорости $v_{0}$.

Законы движения при двух различных малых значениях $v_{0}$ графически показаны на рис. $13.7, a$; на
Рис. 13.7
pис. 13.7, б показаны соответствующие законы изменения скорости. С уменьшением скорости период автоколеб́аний растет.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru