Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике Исследование устойчивости состояний равновесия механических систем с несколькин степенями свободы также состоит в изучени своӥств возмущенного движения, т. е. того движения, которое будет происходить после пропзвольного сколь угодно малого нарушентя состояния равновесия. Названиые свойства иределяются видом корней соответствующего характеристического уравнения. Если среди корней $\lambda=\alpha+i \beta$ имеется хотя бы один с положительной вещественной частью $\alpha>0$, то отвечающее ему движение будет «уводить» систему от состояния равновесия – либо монотонно (если $\beta=0$ ), либо в виде нарастающих колебаний (если $\beta Обозначим: $y(t)$ – перемещение центра тяжести пластинки, $\varphi(t)$ – угол поворота пластинки, $c_{1}$ и $c_{2}$ – коэффициенты жесткости упругих опор, $m l^{2} / 12$ – момент инерции пластинки относительно оси, проходящей через центр тяжести пластинки перпендикулярно плоскости чертежа, $l$ – длина пластинки вдоль потока, $b$ – расстояние от точки приложения подъемной силы до правого края, Дифференциальные уравнения возмущенного движения имеют вид Подставляя сюда выражения для $Y, R_{1}$ II $R_{2}$, получаем однородную систему В которой Сразу отметим, что неравенство $c_{12} получаем отсюда следует характеристическое уравнение Таким образом, корни характеристического уравнения имеют вид $\lambda_{1,2,3,4}=$ Если разность $c_{11} c_{22}-c_{12} c_{21}$ отрицательная, то один нз корней (соответствующий двум знакам плюс) оказывается вещественным и положительным; отвечающее этому корню движение представляет собой апериодический монотонный уход системы от положения равновесия. Следовательно, это положение – не устойчивое. Еели же эта разность положительная и удовлетворяет неравенству то корни (12.8) оказываются комплексными: где $\alpha$ и $\beta$ – положительные и веществениые. Первой паре этих корней соответствует движение Таким образом, для того чтобы рассматриваемая система после возмущения оставалась в окрестности положения равновесия (тто и принимается здесь за признак устойчивости), необходимо, чтобы разность $c_{11} c_{22}-c_{12} c_{21}$ удовлетворяла двум неравенствам: При нарушении первого неравенства возникает дивергешция (рис. 12.5, a), а при нарушении второго перавен- ства – колебания с возрастающими амплитудами (рис. 12.5, б); такие колебания называются флаттером. Границам области устойчивости соответствуют знаки равенств в (12.9). Если подставить в (12.9) выражения $c_{i j}$, то можно найти два критических значения скорости, которая служит параметром, определяющим устойчивость: искоростьфлаттера Отметим, тто при малых жесткостях правой опоры, когда $c_{2}<c_{1}\left(\frac{l}{b}-1\right)$, грититеская скорость $v_{\text {кр оказы }}^{(1)}$ оказается мпимой, т. е. дивергенция невозможна. Если, напротив, жесткость левой опоры меньше жесткости правой оноры, то мнимым становится выражение критической скорости $v_{\mathrm{kp}}^{(2)}$, т. е. невозможен флаттер. Флаттер представляет реальную опасность для многих конструкций, находящихся в потоке жидкости или газа (крыло или хвостовое оперсние самолета, обшивка летательного аппарата, лопатка турбины и т. п.). Введем координатную систему $x y z$, равномерно вращающуюся вокруг оси недеформированного вала с угловой скоростью $\omega$. Ось $x$ совместим с осью недеформированного вала, ось $y$ направим параллельно эксцентриситету $e=A C$ ( $A$ – центр сечения вала, $C$ – центр тяжести диска), а ось $z$ – перпендикулярно осям $x$ и $y$; орты осей $у$ и $z$ обозначим через і и $\mathbf{j}$ соответственно,-см. рис. 12.6, б. При таком выборе подвижной координатной системы относительное движение диска, обусловленное изгибом вала, окажется поступательным. Исследуем это относительное движение, обозначив: $\mathbf{r}$ – радиус-вектор центра тяжести диска $C, x, y, z$ – декартовы координаты точки $C$ в подвижной координатной системе, $\boldsymbol{\rho}$ – радиус-вектор точки крепления $A$ диска к валу (при этом $\boldsymbol{\rho}+\mathbf{e}=\mathbf{r}$ ), $\cdot c$ – коэффициент жесткости вала (для изображенной схемы $c=48 E J / l^{3}$, где $E J-$ изгибная жесткость сечения вала, $l$ – его длина). При составлении дифференциальных уравнений относительного движения центра диска $C$ нужно учесть силу упругости вала $-c \rho$, переносную силу инерции $-m \mathbf{w}_{e}$ I кориолисову силу инерции $-m \mathbf{w}_{c}$. Сила упругости приложена в точке $A$, а обе силы инерции – в точке $C$. Переносная сила инерции равна Для корнолисовой силы инерции последовательно получим: Проекции этих сил на оси подвижной координатной системы даны в следующей таблице: Соответственно данным таблицы дифференциальные уравнения относительного движения центра диска $C$ имеют вид Подставив сюда $k^{2}=c / m$ ( $k-$ собственная частота поперечных колебаний невращающейся системы), получим при $\omega Эта неоднородная система уравнений допускает решение $y_{*}=\frac{e}{1-\omega^{2} / k^{2}} ; z_{*}=0 ;$ ему соответствует неизменный во времени изгиб вала во вращающейся плоскости $x y$. Для того чтобы исследовать устойчивость этого режима, предположим, что он каким-либо образом был нарушен и возникло возмущенное движение, описываемое функциями. где $Y(t)$ и $Z(t)$ – малые отклонения от режима, устойчивость которого исследуется. Подставив $y, z$ в (12.10), получим систему уравнений, которая при учете выражений $y_{*}$ и $z_{*}$ приводится к однородному виду Полагая, как и выше получаем однородную относительно $A_{1}$ и $A_{2}$ систему уравнений: Она имеет отличные от нуля корни только в том случае, когда равен нулю определитель в результате получим характеристическое уравнение При $k Это означает, что при $k
|
1 |
Оглавление
|