Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 2. Предварительные испытанияПредварительные испытания позволяют установить присутствие некоторых элементов, обнаружение которых затруднено при систематическом ходе анализа. Так, некоторые ионы не осаждаются полностью ни в одной группе, другие увлекаются в осадок в процессе осаждения отдельных катионов и анионов, некоторые разрушаются при подкислении, нагревании и т. п., наконец, ряд ионов приходится вводить в анализируемую смесь при систематическом анализе. Поэтому их предварительно обнаруживают дробным методом в отдельных пробах исходного раствора. В зависимости от физического состояния анализируемого вещества проводят различные предварительные испытания. Для предварительных испытаний, связанных с нагреванием вещества, обычно достаточно небольшое количество сухого образца, размером от просяного до конопляного зерна. Твердый образец должен быть тщательно измельчен и хорошо смешан. Если анализу подвергается раствор, то его предварительно выпаривают и испытаниям подвергают сухой остаток. Окрашивание пламени. При внесении в бесцветное пламя горелки летучих соединений некоторых элементов пламя окрашивается. Например:
Нагревание в фарфоровой чашке, микротигле или в калильной трубке. Образец анализируемого вещества помещают в фарфоровую чашку или тигель и затем нагревают на пламени горелки. Температуру повышают медленно и доводят ее до 600° С (температура красного каления). В процессе нагревания образца могут наблюдаться термическое разложение, окисление, возгонка и химические реакции между отдельными компонентами, входящими в состав испытуемого вещества. При нагревании неизвестного вещества всегда нужно соблюдать крайнюю осторожность, так как это вещество при нагревании может воспламениться или даже взорваться. Поэтому сначала испытывают только очень небольшое количество исследуемого вещества. Иногда нагревание вещества проводят в калильной трубке. Калильной трубкой называют пробирку из тугоплавкого стекла длиной около 5—6 см и диаметром 0,5 см. Небольшое количество анализируемого вещества (около 0,1 г) насыпают на дно калильной трубки, закрепляют трубку в горизонтальном положении и медленно нагревают в пламени газовой горелки, внимательно наблюдая за происходящими изменениями вещества. Испытуемое вещество может: а) полностью возгоняться; б) возгоняться частично; в) совсем не возгоняться. Если вещество возгоняется полностью, то следует предположить, что нелетучие соединения отсутствуют; при частичной возгонке можно заключить, что вещество состоит лишь частично из летучих продуктов; если вещество не возгоняется, то летучие соединения отсутствуют. Если вещество нелетуче, то это указывает на отсутствие солей ртути и аммония, карбонатрв, разлагающихся с образованием двуокиси углерода, органических и элементоорганических соединений, веществ, в состав которых входит кристаллизационная или адсорбированная вода (гели или гидраты) и т. д. Если вещество возгоняется, то по окраске возгона (сублимата) также можно сделать ряд выводов: Белый возгон свидетельствует о возможном присутствии солей аммония, хлорида и бромида ртути, окисей мышьяка и сурьмы; Желтый — о присутствии сернистых соединений ртути, мышьяка иодида ртути и элементарной серы; Серый или черный — о присутствии соединений ртути, мышьяка, иодидов, органических соединений и др. При нагревании веществ в калильной трубке наряду с возгонкой может происходить выделение паров и газов. Так, образование капель воды указывает на присутствие солей, содержащих кристаллизационную воду, органических соединений, гидроокисей, основных или кислых солей. Выделение кислорода свидетельствует о присутствии перекисных соединений, нитратов, хлоратов, перманганатов и других богатых кислородом соединений; двуокиси углерода — о присутствии карбонатов, оксалатов и органических соединений; окиси углерода — о присутствии оксалатов и органических соединений; окислов азота — о присутствии нитратов и нитритов; выделение хлора, брома и иода — о присутствии хлоридов, бромидов и иодидов, гипохлоритов, хлоратов, броматов, иодатов и других подобных соединений, разлагающихся при нагревании или вступающих в реакцию окисления — восстановления; выделение аммиака свидетельствует о присутствии солей аммония, цианидов, роданидов и т. п. Если вещество плавится, то возможно присутствуют нитраты, нитриты, ацетаты, карбонаты и сульфаты щелочных металлов, квасцы, сульфаты железа, цинка, меди, а также Если вещество изменяет свой цвет, то не исключена возможность присутствия солей тяжелых металлов, разлагающихся с образованием окислов (например,
Желтый арсенит серебра становится темно-коричневым вследствие образования метаарсената серебра и металлического серебра:
Молибдаты и вольфраматы, реагируя с восстановителями, дают продукты реакции, окрашенные в синий цвет:
Соли кобальта и марганца при нагревании в смеси с нитратами, нитритами и хлоратами щелочных металлов окисляются до трех- и четырехвалентного состояния:
Получение окрашенных перлов. Очень часто в качестве предварительного испытания прибегают к получению окрашенных перлов буры или фосфорной соли. Реакции окрашивания перлов не всегда надежны, так как окраска перлов меняется в зависимости от температуры нагревания и от концентрации испытуемого вещества. Кроме того, при наличии в испытуемом веществе нескольких элементов, образующих окрашенные соединения, получаются перлы смешанной, трудноразличимой окраски (табл. 33). ТАБЛИЦА 33. Окраска перлов буры некоторыми элементами
Действие разбавленной серной кислоты на испытуемое вещество.К части анализируемого вещества на холоду приливают 2 н. раствор серной кислоты и наблюдают выделение газов и паров:
При нагревании смеси испытуемого вещества с серной кислотой также наблюдают выделение газов:
Более подробно о действии Действие концентрированной серной кислоты. После действия разбавленной серной кислоты на анализируемое вещество (раствор) к той же пробе приливают концентрированную серную кислоту. Брать новую пробу анализируемого вещества для этого не следует. Если анализируемая смесь реагирует с разбавленной серной кислотой, то при добавлении концентрированной кислоты непосредственно к испытуемому веществу реакция протекает очень бурно, содержимое пробирки разбрызгивается. (Осторожно! Серная кислота может ожечь лицо и руки!) При действии концентрированной серной кислоты могут дополнительно выделяться газы и пары:
СО и
Растворение в воде. Небольшую пробу анализируемого вещества растворяют в дистиллированной воде. Проба на растворимость в воде имеет большое значение и дает возможность судить о составе исследуемого вещества (см. ниже). Определение В кислом растворе (при низких значениях В щелочной среде отсутствуют соли слабых оснований и сильных кислот. Обнаружение окислителей и восстановителей. Так как в процессе систематического хода анализа окислители или восстановители, входящие в состав анализируемого вещества, могут претерпевать различные изменения, вызываемые реакциями окисления — восстановления, то необходимо проводить предварительные пробы на присутствие окислителей (с помощью Следует иметь в виду, что некоторые смеси окислителей и восстановителей при нагревании сухого вещества реагируют со взрывом. Поэтому, прежде чем проводить испытания на окрашивание пламени, с калильной трубкой и т. п., необходимо с самого начала установить, не входят ли в состав анализируемого вещества взрывчатые смеси. Для этого небольшое количество исследуемого вещества помещают в тигель, который устанавливают в штативе под тягой, защищают лицо щитом из органического стекла и нагревают тигель на пламени газовой горелки: В присутствии взрывчатых смесей наблюдается вспышка. Если исследуемое вещество содержит б своем составе взрывчатые смеси, то его нельзя растирать в ступке и нагревать в калильной трубке. Такие смеси анализируют, применяя специальные методы.
|
1 |
Оглавление
|