Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА III. ВВЕДЕНИЕ В КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗА. МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА§ 1. Обнаружение отдельных элементовВ качественном анализе для установления состава исследуемого вещества используют характерные химические или физические свойства этого вещества. Например, аммиак легко узнают по специфическому запаху, а соли аммония — по выделению аммиака, образующегося при нагревании этих солей с едкой щелочью:
Совершенно нет необходимости выделять открываемые элементы в чистом виде, чтобы обнаружить их присутствие в анализируемом веществе. Однако выделение в чистом виде металлов, неметаллов и ил соединений иногда используется в качественном анализе для их идентификации, хотя такой путь анализа весьма труден. Для обнаружения отдельных элементов пользуются более простыми и удобными методами анализа, основанными на химических реакциях, характерных для ионов данных элементов и протекающих при строго определенных условиях. Так, для открытия серы в сульфиде железа (II) к пробе исследуемого вещества добавляют хлористоводородную кислоту. При этом сульфид железа (II) растворяется и появляется запах сероводорода, образующегося в результате реакции:
О присутствии
Итак, в одном случае аналитическим признаком присутствия в анализируемом соединении искомого элемента является выделение газа, отличающегося специфическим запахом; в другом — выпадение осадка, характеризующегося определенным цветом. Аналитические признаки. Помимо образования характерных осадков и газов аналитическими признаками ряда соединений являются также их определенная растворимость в воде, кислотах, щелочах, органических растворителях; отношение к нагреванию (частичная или полная возгонка, термическое разложение, обугливание), к действию окислителей и восстановителей, к концентрированной Например, аналитическими признаками являются: для Одной из характерных качественных реакций на кислоты или щелочи, известных еще в древние времена, является изменение окраски лакмуса (индикатора). Реакции, протекающие между твердыми веществами и газами. Аналитические реакции могут протекать не только в растворах, но и между твердыми, а также и газообразными веществами. Примером реакции между твердыми веществами является описываемая ниже реакция выделения металлической ртути при нагревании сухих солей ее с карбонатом натрия (см. § 2). Образование белого дыма при взаимодействии газообразного аммиака с хлористым водородом
может служить примером аналитической реакции с участием газообразных веществ. Реакции, применяемые в качественном анализе. Реакции, используемые в качественном анализе, можно подразделить на следующие группы. 1. Реакции осаждения, сопровождающиеся образованием осадков различного цвета. Например, Образующиеся осадки могут отличаться определенной кристаллической структурой, растворимостью в кислотах, щелочах, аммиаке и т. п. 2. Реакции, сопровождающиеся образованием газов, обладающих известным запахом, растворимостью и т. д.:
3. Реакции, сопровождающиеся образованием слабых электролитов. К числу таких реакций относят реакции, в результате которых образуются:
Р. Бойль (1627—1691). Реакциями этого же типа можно считать реакции кислотно-основного взаимодействия, сопровождающиеся образованием нейтральных молекул воды, реакции образования газов и малорастворимых в воде осадков и реакции комплексообразования. 4. Реакции кислотно-основного взаимодействия, сопровождающиеся переходом протонов (см. гл. И, § 2). 5. Реакции комплексообразования, сопровождающиеся присоединением к атомам комплексообразователя различных лигандов — ионов и молекул (см. гл. I, § 28). 6. Реакции комплексообразования, связанные с кислотно-основным взаимодействием (см. гл. I, § 33—34). 7. Реакции окисления — восстановления, сопровождающиеся переходом электронов (см. гл. II, § 1). 8. Реакции окисления — восстановления, связанные с кислотно-основным взаимодействием (см. гл. II, § 1). 9. Реакции окисления — восстановления, связанные с комплексооб-разованием. Например:
10. Реакции окисления — восстановления, сопровождающиеся образованием осадков:
11. Реакции ионного обмена, протекающие на катионитах или анионитах (см. гл. III, § 10). 12. Каталитические реакции (см. гл. VI, § 7), используемые в кинетических методах анализа (см. гл. III, § 11). Общие и частные аналитические реакции. Различают общие и частные аналитические реакции. Общими реакциями называют реакции, при которых реактив реагирует с несколькими ионами. Например, общей реакцией для Частными реакциями называют реакции, при которых различные реактивы образуют характерные соединения с определенными ионами; частные реакции свойственны данному иону. Известно небольшое число реакций, характерных только для определенных ионов. Реакций обнаружения и разделения ионов. В качественном анализе различают реакции обнаружения, или распознавания, или открытия, ионов и реакции разделения ионов. Приведенная ранее реакция
И. Я. Берцелиус (1799—1848). Реакции, при помощи которых отделяют одни виды ионов от других, называют реакциями отделения (разделения). Очень часто реакции обнаружения являются также реакциями разделения. Отделить ионы друг от друга можно, например, прибавлением реактива, образующего малорастворимые соединения с одними ионами и не оказывающего такого действия на другие. Так, Реакции разделения должны удовлетворять главному условию: они должны практически полностью отделять одни ионы от других. Историческая справка. Основателем качественного анализа считают знаменитого английского химика и физика Роберта Бойля (1627—1691), разработавшего общие понятия о химическом анализе. Он систематизировал известные в то время качественные реакции и предложил реакций на хлор, аммиак, сульфаты и др., впервые применил лакмус (используемый и до настоящего времени) в качестве индикатора на кислоты и основания. Шведский ученый Т. О. Бергман (1735—1784) разработал систематический ход качественного анализа, основные положения которого сохранились до наших дней. Он усовершенствовал сухой способ анализа (с примененем калильной трубки). Французский ученый Л. Ж. Тенар (1777—1857) одним из первых химиков применил общий систематический ход анализа. Он опубликовал книгу по аналитической химии, в которой рассмотрен систематический ход анализа, основанный на делении катионов по свойствам их сернистых соединений. Систематический ход анализа был усовершенствован немецким химиком К. Р. Фрезениусом (1818—1897). К. Р. Фрезениус написал фундаментальные руководства по качественному и количественному анализу. В 1862 г. он основал первый журнал по аналитической химии (Zeitschrift В дальнейшем методы химического анализа непрерывно развивались и совершенствовались, появлялись новые методы, позволяющие не только устанавливать состав сложных веществ, но также открывать новые элементы и определять их атомные веса. Большая работа в этом направлении была проведена выдающимся шведским химиком И. Я. Берцелиусом (1779—1848). Ему принадлежит честь открытия церия, селена, торий и тантала; он определил атомные веса 50 элементов и разработал оригинальный метод элементного анализа органических соединений, усовершенствованный впоследствии немецким химиком Ю. Либихом (1803—1873). В 1844 г. профессором Казанского университета К. К. Клаусом (1796—1864) был открыт новый элемент, названный в честь России рутением (от Ruthenia — Россия). В 1862 г. К. К. Клаус опубликовал «Методйческие таблицы реакций, применяемых при химико-аналитических исследованиях», в которых были представлены разнообразные способы анализа неорганических веществ, приведена аналитическая классификация химических элементов и описан систематический сероводородный метод качественного анализа. Большую роль в развитии аналитической химии вообще и качественного анализа в частности сыграли работы русских ученых: М. В. Ломоносова, Т. Е. Ловица, В. М. Севергина, Д. И. Менделеева, Н. А. Меншуткина и др. Н. А. Меншуткин (1842-1907) из основателей Русского химического общества — первым определил аналитическую химию как самостоятельную научную дисциплину и ввел в практику ее преподавания оригинальный научный метод. Его руководство по аналитической химии, опубликованное в 1871 г., выдержало много изданий и было переведено на ряд иностранных языков. По этой книге обучалось несколько поколений химиков-аналитиков. В развитии аналитической химии большую роль сыграла теория электролитической диссоциации, предложенная шведским ученым С. А. Арениусом. Среди других Иностранных ученых, внесших свой вклад в развитие аналитической химии, следует отметить несколько имен. Швейцарский химик Ф. П. Тредвелл, создавший оригинальный курс аналитической химии, который многократно издавался на разных языках, в том числе и на русском языке.
К. К. Клаус (1796—1864). Американский ученый И. М. Кольтгоф, опубликовавший большое число теоретических и экспериментальных работ, учебников и монографий по аналитической химии, некоторые из которых переведены на русский язык. Ф. Файгль, разработавший одновременно с советским ученым Н. А. Тананаевым капельный метод анализа. Французский ученый Г. Шарло опубликовавший ряд известных книг по аналитической химии. В. Ф. Гиллебранд, знакомый советским читателям по его фундаментальной монографии «Практическое руководство по неорганическому анализу» и др.
|
1 |
Оглавление
|