ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Аналитическая химия как наука о методах химического анализа является одной из основных общехимических (а в ряде высших учебных заведений и профилирующих) учебных дисциплин, изучаемых студентами химических и химико-технологических вузов и факультетов. Она играет огромную воспитательную роль в процессе подготовки молодых специалистов. Будущий химик или инженер технолог-химик начинает формироваться при изучении аналитической химии, составляющей для него наряду с другими химическими и общенаучными дисциплинами фундамент материалистического мировоззрения и прочное основание для специальных знаний.
С давних пор, по традиции, аналитической химии в учебных планах отводилось место вслед за курсом неорганической химии. Поэтому аналитическая химия являлась как бы естественным продолжением курса неорганической химии. Это обстоятельство накладывало особый отпечаток на программу аналитической химии, представлявшей собой теорию и практику так называемых классических (качественного, весового и объемного) методов анализа неорганических соединений. Все к этому привыкли, и раньше это оправдывалось многими обстоятельствами.
В настоящее время теория и практика аналитической химии претерпели существенное изменение. Современную аналитическую химию нельзя изучать на основе только неорганической химии. В связи с широким применением органических реагентов, используемых для обнаружения и количественного определения многих неорганических и органических веществ, а также применяемых в виде стандартных (титрованных) растворов (например, комплексонов), индикаторов, экстрагентов, соосадителей, ионообменных смол, органических растворителей и т. п., аналитическую химию необходимо изучать не только на базе неорганической, но и органической химии.
С другой стороны, современная аналитическая химия испытывает сильное влияние экспериментальной физики и физической химии. Мощное развитие этих наук, чрезвычайное разнообразие и точность их методов изучения материи все больше изменяет основное направление развития аналитической химии. Для решения задач химического анализа в различных областях промышленности, науки и новой техники весьма широко используются физические и физико-химические (инструментальные) методы, именно вследствие этого они составляют одну из неотъемлемых частей аналитической химии и изучаются в курсе аналитической химии.
Вот почему подготовлен третий том настоящего учебника. В первой книге излагаются общие теоретические основы аналитической химии и качественный анализ; во второй — количественный анализ (объемный и весовой); в третьей — физико-химические (инструментальные) методы анализа (электрохимические, спектральные, хроматографические, радиометрические и др.), а также методы определения редких элементов и титрование неводных растворов.
При подготовке третьего издания учебника автор столкнулся с рядом трудностей. Наиболее сложно было ответить на просьбы читателей, высказавших пожелания ввести в учебник дополнения. Стремясь не выходить за рамки учебной программы, автор сделал все от него зависящее и подверг учебник существенной переработке. Первая книга «Качественный анализ» сокращена. Вместе с тем в нее наряду с сероводородным методом анализа катионов введен бессероводородный метод, разработанный и апробированный на кафедре аналитической химии МХТИ им. Д. И. Менделеева. Вторая книга «Количественный анализа несколько расширена, в нее внесено много новых материалов. Приведено описание некоторых новых методов анализа, расширены вопросы теории; переработан раздел, посвященный анализу силикатов; дано представление об автоматических методах титрования; описаны способы статистической математической обработки результатов анализа; рассмотрены некоторые вопросы теории строения вещества и теории химической связи в химико-аналитическом аспекте; особое внимание уделено уточнению формулировок, определений и отдельных положений.
В составлении 3-го издания учебника приняли участие доцент А. Н. Яровевко и старший преподаватель Е. К. Крешкова, написавшие совместно с автором главу V второй книги; глава III второй книги также написана Е. К. Крешковой совместно с автором книги.
Пользуясь случаем, автор выражает глубокую благодарность за существенную консультативную помощь профессорам Е. М. Александровой, Н. А. Фигуровскому и доценту Н. А. Каверину и всем своим ученикам и сотрудникам за весьма ценные замечания.
АВТОР