Глава 8. ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКРИМИНАНТНОГО ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА
8.1. ВВЕДЕНИЕ
В этой главе приведен пример применения дискриминантного типологического анализа к задаче распознавания образов в контроле качества. Подход с помощью дискриминантного типологического анализа позволил нам построить решающие функции на классах, более подходящих для нашей задачи, чем исходные.
Изложение данного подхода интересно по следующим причинам:
можно проиллюстрировать применимость дискриминантного типологического анализа к реальной задаче, когда классы, заданные пользователем априори, являются размытыми и должны быть частично уточнены;
дискриминантный типологический анализ является новым методом. Для потенциальных пользователей это приложение дискриминантного типологического анализа является хорошим примером, которому надо следовать, чтобы получить результаты, наиболее соответствующие цели исследования с точки зрения выбора начальных разбиений, числа
требуемых дискриминантных осей, числа
требуемых классов;
дискриминантный типологический анализ занимает промежуточное место среди чисто дескриптивных методов и методов принятия решений. Нам представляется полезным проанализировать это промежуточное положение на примере обработки наших данных. Результаты мы сравним с результатами, полученными с помощью факторного анализа соответствий и пошагового дискриминантного анализа.
Сначала описываются исходные данные задачи. Затем показаны последовательные этапы анализа этих данных, позволяющие уточнить априорное разбиение выборки на классы. В последней части приведены решающие правила, построенные на классах, выделенных с помощью дискриминантного типологического анализа; эти правила оказываются хорошо отвечающими специфике задачи.