Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Формирование лучей по пилот-сигналуИз предыдущего материала следует, что адаптивное устройство подавления помех формирует провалы в ДН. Еще один вид адаптивного формирователя лучей, разработанный в [1], основан на алгоритме с пилот-сигналом. В отличие от формирователя лучей Хауэллза — Аппельбаума, который сначала имеет ненаправленную диаграмму, а в результате адаптивного процесса уменьшает чувствительность в направлении мощных сигналов (которые считаются помехами), адаптивный формирователь лучей с пилот-сигналом формирует луч в заданном направлении приема и использует адаптивный процесс для поддержания этого луча при одновременном формировании направлений режекции для подавления помех, приходящих не по направлению приема. Этот процесс подавления определяется направлением прихода и уровнем мощности помех. В процессе адаптации системы введенный пилот-сигнал моделирует принятый по направлению приема (выбранного оператором) сигнал. Этот же пилот-сигнал используют в качестве полезного отклика адаптивного устройства обработки, подключенного к элементам антенной решетки. По пилот-сигналу осуществляется обучение адаптивного формирователя лучей так, что его ДН имеет основной лепесток в заданном направлении приема, а также провалы, соответствующие направлениям прихода помех, отличным от направления приема. Таким образом, адаптация решетки проводится без формирования основного лепестка в направлении и с шириной полосы пропускания, определяемыми пилот-сигналом. В то же время в решетке режектируются не коррелированные с пилот-сигналом помехи и шум, приходящие по направлениям вне основного лепестка. Все эти свойства достигаются в наилучшем с точки зрения минимума СКО смысле. Гриффитс [28] и Фрост [29] предложили алгоритмы работы адаптивных антенн по результатам, аналогичные алгоритму с пилот-сигналом, но более простые в практической реализации и в некоторых случаях обладающие лучшими характеристиками. Во многих приложениях алгоритм с пилот-сигналом заменяется на алгоритм Гриффитса и Фроста, но для разработки других алгоритмов основой явился алгоритм с пилот-сигналом. В [30] найдены частные применения этого алгоритма, а здесь рассматриваются дополнительные его приложения для случаев, когда нельзя использовать другие алгоритмы. Многие решетки датчиков являются линейными в том смысле, что (ненаправленные) элементы антенны размещаются вдоль одной линии, или плоскими с размещением элементов в одной плоскости. Часто по такой схеме строятся антенные решетки. На рис. 13.11 приведен пример обычной приемной линейной антенной решетки. Антенна на рис. 13.11, а состоит из семи изотропных элементов, разнесенных друг от друга вдоль одной линии на расстояние На рис. 13.11, б приведена схема той же решетки, однако в этом случае перед суммированием выходной сигнал каждого элемента задерживается. Результирующая ДН имеет теперь главный лепесток в направлении под углом
где (см. скан) Рис. 13.11. Диаграмма направленности линейной решетки: а — простая решетка; б — решетка с задержками Существует много возможных схем фазированных решеток. На рис. 13.12, а показана одна такая схема, в которой каждый из выходных сигналов элементов антенны и задержанный на четверть периода частоты (см. скан) Рис. 13.12. Диаграмма направленности линейной решетки: а — схема с равномерным взвешиванием; б — схема с взвешиванием для подавления шума Для иллюстрации на рис. 13.12, а штриховой линией показано направление прихода синусоидального сигнала помехи с частотой При других значениях весовых коэффициентов ДН на частоте Теперь чтобы показать, что существует (и его можно вычислить) множество весовых коэффициентов, при которых сигнал поступающий по заданному направлению, принимается, а помеха, приходящая по другим направлениям, режектируется, рассмотрим простой пример, приведенный на рис. 13.13. Сигнал, приходящий по заданному направлению с
Рис. 13.13. Схема с пилот-сигналом, приходящим под углом При этом существует ряд решений, при которых выходной сигнал равен
Этот выходной сигнал будет равен требуемому
По отношению к точке, расположенной в середине между элементами антенны, относительные задержки помехи на обоих элементах составляют
Этот сигнал будет равен нулю при условии, что
Таким образом, решая одновременно (13.42) и (13.44), можно найти множество весовых коэффициентов, удовлетворяющее требованиям к откликам на сигнал и помеху. Это множество равно
При этих весовых коэффициентах решетка обладает требуемыми свойствами, которые заключаются в том, что она принимает сигнал по требуемому направлению и режектирует помеху с частотой сигнала Описанный выше способ вычисления весовых коэффициентов является больше иллюстративным, чем практическим. Его можно использовать только при небольшом числе источников направленных помех, когда они являются монохроматическими, и направления их прихода известны априори. На практике устройства обработки должны быть такими, чтобы не требовалось подробной информации о числе и характере помех. Таковым является рассматриваемое далее адаптивное устройство, в котором по рекурсивному правилу находятся решения ряда уравнений, в результате чего достигается минимальная СКО между пилот-сигналом и общим выходным сигналом решетки.
|
1 |
Оглавление
|