Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Адаптивное управление с применением адаптивного обратного моделированияЕще один способ решения задачи адаптивного управления основан на описанных в гл. 10 методах обратного моделирования. Прежде всего этот способ разработан для управляемых систем, передаточная функция которых можег иметь нули в правой половине Если передаточная функция модели управляемой системы имеет нули вне круга единичного радиуса, то сигнал управления Другими словами, неизвестная управляемая система может управляться, если входной сигнал управления подается на вход устройства управления с передаточной функцией, приближенно равной обратной передаточной функции неизвестной системы. Сигнал на выходе устройства управления становится сигналом, управляющим неизвестной системой. При адаптивном обратном моделировании параметры устройства управления формируются за счет применения процесса адаптивного обратного моделирования в управляемой системе. Если устройство управления реализовано в виде адаптивного трансверсального фильтра, весовые коэффициенты которого перестраиваются по какому-либо среднеквадратическому алгоритму, например по методу наименьших квадратов, то можно показать, что устройство управления является устойчивым независимо от параметров управляемой системы. Обратную модель неизвестной управляемой системы можно построить так, как показано на рис. 11.10. Здесь входным сигналом адаптивного фильтра является выходной сигнал управляемой системы, и адаптация фильтра осуществляется так, чтобы его выходной сигнал имел наилучшее в среднеквадратическом смысле приближение к входному сигналу управляемой системы. Это приближение достигается тогда, когда передаточная функция последовательно соединенных неизвестной управляемой системы и фильтра по существу равна единице (по крайней мере, в полосе частот входного сигнала управляемой системы).
Рис. 11.10. Обратное моделирование неизвестной системы без задержки (а) и с задержкой (б) В общем случае при достаточной длине адаптивного трансверсального фильтра хорошее приближение достигается даже если передаточная функция неизвестной управляемой системы имеет много полюсов и нулей. В устойчивой непрерывной управляемой системе все полюса находятся в левой части s-плоскости. Однако некоторые из ее нулей могут находиться в правой половине s-плоскости. В этом случае все полюса ее обратной модели находятся в левой части s-плоскости, и, следовательно, обратная модель является устойчивой. Но во многих случаях схема на рис. 11.10, а может быть неустойчивой. Эту неустойчивость можно исключить, если ввести, как показано на рис. 11.10, б, задержку обратного моделирования На рис. 11.11 приведена система управления с применением адаптивного обратного моделирования. Здесь адаптивная обратная модель с задержкой, представляющая собой адаптивный трансверсальный фильтр без обратной связи, является приближенной устойчивой обратной моделью управляемой системы. Такой подход, в том числе введение случайного сигнала возбуждения, аналогичен управлению с применением адаптивного моделирования, описанного выше.
Рис. 11.11. Система управления с адаптивной обратной моделью Устройство управления в схеме на рис. 11.11 является копией приближенной обратной модели, и при правильной работе системы сигнал на выходе управляемой системы изменяется в соответствии с сигналом управления, который подается на вход устройства управления. Выходной сигнал последнего является управляющей функцией для управляемой системы. Если устройство управления является точной копией обратной модели с задержкой, то сигнал на выходе управляемой системы при отсутствии шума точно равен эталонному сигналу управления, но с задержкой, т. е.
Скачок сигнала управления приводит к скачку сигнала на выходе управляемой системы с задержкой на В системах управления с обратной связью, имеющих в петле управления хотя бы один контур интегрирования, на выходе управляемой системы часто наблюдается сигнал дрейфа в виде случайной низкочастотной составляющей, наложенной на выходной сигнал и не зависящий от входного сигнала. При достаточно заметном его проявлении можно применить метод, основанный на обратной модели с весовым коэффициентом смещения и показанный на рис. 11.14. Предположим, что сигнал на выходе управляемой системы имеет аддитивную составляющую дрейфа d, а адаптивная обратная модель управляемой системы имеет адаптивный весовой коэффициент смещения
Рис. 11.12. Отклики на скачок идеальной системы и системы управления с адаптивной обратной моделью
Рис. 11.13. Отклик на скачок обычной системы управления с замкнутой петлей обратной связи
Рис. 11.14. Управление средним значением выходного сигнала неизвестной системы при наличии неизвестного сигнала дрейфа: а — процесс обратного моделирования; б — представление неизвестной системы с сигналом дрейфа; в — адаптивная обратная модель с весовым коэффициентом смещения; г — процесс управления В соответствии с этим среднее значение сигнала на выходе управляемой системы можно выразить в виде функции сигнала дрейфа и сигнала
На рис. 11.14, б приведена схема адаптивной обратной модели в виде фильтра с конечной импульсной характеристикой и весовым коэффициентом смещения. Среднее значение его выходного сигнала
Поскольку в процессе адаптации минимизируется СКО, адаптация весового коэффициента смещения
Из рис. 11.14, г следует, что входной сигнал управления всей системы со средним значением Поскольку эта копия осуществляет управление сигналом со средним значением
Из (11.10) и (11.11) имеем
Сравнивая (11.9) и (11.12), получаем
Этот результат означает, что независимо от сигнала дрейфа, и среднее значение сигнала на выходе управляемой системы равно среднему значению входного сигнала управления Поскольку анализ этой компенсации проведен для сигнала дрейфа с нулевой частотой, остаются открытыми некоторые вопросы. Например, как быстро может меняться сигнал дрейфа d, не вызывая при этом смещения выходного сигнала? Как быстро может меняться сигнал Еще одним важным моментом при проведении адаптивного обратного моделирования является использование для сглаживания процесса адаптации возбуждающего сигнала. Снова обратимся к рис. 11.11. Здесь случайный сигнал возбуждения введен для поддержания процесса адаптации, если недостаточна активность сигнала окружающей среды. Это возбуждение полезно для процесса адаптации, но приводит к возникновению шума на выходе управляемой системы. Поэтому амплитуда возбуждающего сигнала должна быть довольно малой, чтобы не вносить возмущение в процесс управления, но достаточной для поддержания процесса адаптации. Синтез адекватного сигнала возбуждения представляет собой еще одну задачу проводимых в настоящее время исследований.
|
1 |
Оглавление
|