Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Биологические системы, как правило, значительно сложнее, чем те, которые изучаются в физике или химии. При анализе моделей чаще всего приходится выбирать одну из двух возможностей: либо целиком полагаться на грубую силу компьютера, либо упрощать модель до такой степени, что она становится биологически неинтересной. Ни одна из этих возможностей не является привлекательной. В самом деле, первая из них едва ли окажется пригодной для большинства ситуаций в экологии, так как здесь имеющихся в распоряжении данных редко бывает достаточно для количественной проверки модели. Это резко контрастирует с ситуацией в физических науках, где часто даже небольшие различия распознаются конкурирующими теориями. Положение таково, что многие экологи серьезно ставят вопрос: может ли математика вообще играть какую-либо полезную роль в биологии? Некоторые утверждают, что пока еще нет ни одного фундаментального достижения в биологии, которое было получено с помощью математической теории Сталкиваясь с подобной позицией, те математики, которые знают биологию поверхностно, должны, вероятно, ставить себе более скромные цели. Вместо того чтобы представлять биологической общественности исчерпывающий анализ интересной модели, им следовало бы сосредоточить усилия на «умеренном» анализе содержательных моделей. С этой точки зрения, роль математики в рассматриваемой области — руководить интуицией в постижении того, что собой представляет природа, а не в получении доказательств. Это, конечно, не может служить оправданием уклонения от строгого анализа там, где он может быть сделан, но когда модели более точно отображают природу, доказывать теоремы становится труднее. Следуя этой идее, мы обсудим несколько примеров, в которых при экологическом моделировании оказались полезными некоторые понятия теории бифуркаций. Мы вкратце рассмотрим бифуркационные явления в трех типах моделей: 1) популяции с дискретными поколениями, моделируемые при помощи разностных уравнений; 2) непрерывно размножающиеся популяции, моделируемые обыкновенными дифференциальными уравнениями, и 3) популяции с возрастной структурой, что требует применения уравнений с частными производными или функционально-дифференциальных уравнений. Эти типы моделей представляют собой три последовательные стадии все более точного отображения биологической реальности, но одновременно и возрастания математических трудностей. Таким образом, мы будем переходить от менее реалистичных моделей, стоящих на твердом математическом фундаменте, к,более реалистичным моделям, основанным на математической интуиции. В любом случае, однако, польза теории бифуркации намного превышает наши возможности цитировать соответствующие теоремы. Давая качественное объяснение, этот подход создает понятийную основу, в рамках которой мы можем рассмотреть ряд важных экологических процессов.
|
1 |
Оглавление
|