Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 1. ВВЕДЕНИЕВ данной книге рассмотрены основные математические методы, применяемые для описания статистических процессов принятия решений в задаче распознавания образов. Интуитивно ясно, что до некоторой степени процесс принятия решений человеком имеет отношение к распознаванию образов; например, в шахматной игре следующий ход делается в зависимости от ситуации (образа), сложившейся в данный момент времени на шахматной доске; решение о том, покупать или продавать акции на бирже, также принимается в результате анализа сложного информационного образа. Поэтому целью создания теории распознавания образов являлось выявление сложных механизмов процессов принятия решений, а также автоматизация этих процессов с помощью средств вычислительной техники. Однако ввиду сложности проблемы распознавания образов основные исследования в этой области были сосредоточены на более реальных задачах, таких как распознавание букв латинского алфавита и классификация кривых. Задачей настоящей книги является рассмотрение математических моделей такого рода практических задач и изложение основных математических методов их решения. Несмотря на то что в литературе предложено много подходов для описания и более сложных процессов принятия решений, анализ этих подходов лежит вне круга вопросов, затронутых в данной книге. § 1.1. Формулировка задачи распознавания образовМногие важные приложения теории распознавания образов относятся к задачам классификации кривых и геометрических фигур. Рассмотрим, например, задачу диагностики неисправности машины (которая может находиться как в исправном, так и в неисправном состояниях) по шуму, издаваемому в процессе ее работы и регистрируемому микрофоном. Форма кривой напряжения, измеренного на выходе микрофона, является характеристикой того, исправна машина или неисправна, и задача диагностики сводится к классификации кривых, полученных от исправных и неисправных машин. (С другой стороны, распознавание печатных букв английского алфавита соответствует задаче классификации геометрических фигур.) Для того чтобы осуществить рассматриваемый тип классификации, вначале необходимо «закодировать» объект, т. е. измерить некоторые наблюдаемые его характеристики. Наиболее простой путь состоит в том, чтобы в качестве таких характеристик выбрать значения Рис. 1.1. (см. скан) Кодирование объектов, а) Кривая, б) буква. Такие Заметим, что даже при нормальных условиях работы машины наблюдаемые кривые отличаются друг от друга. Поэтому если его компоненты являются случайными величинами, и обозначается X. Подобные же соображения распространяются и на буквы: наблюдение Таким образом, каждая кривая или буква выражается вектором в Функцию
Рис. 1.2. Распределение вектора X для исправного и неисправного состояний машины.
Рис. 1.3. Блок-схема классификатора. Для того чтобы спроектировать классификатор, нужно изучить характеристики распределения вектора X для каждого класса и определить соответствующую дискриминантную функцию. Ранее был рассмотрен весьма простой способ выполнения измерений. Так как каждое из подобных измерений дает очень мало информации об объекте, то на практике обычно требуется большое число измерений Очевидно, что с уменьшением числа входных величин классификатора его проектирование упрощается. Для того чтобы добиться этого, следует наметить некоторые пути для выбора или извлечения существенных информативных признаков из всей совокупности наблюдаемых. Эту задачу называют задачей выбора информативных признаков, и она составляет другой важный раздел теории распознавания образов. Выбор признаков можно рассматривать как отображение исходного Таким образом, как показано на рис. 1.4, задача распознавания образов состоит из двух частей: выбор информативных признаков и проектирование классификатора.
Рис. 1.4. Блок-схема системы распознавания образов. На практике между этими частями нет четкой границы. Действительно, классификатор можно представить как устройство для выбора признаков, которое отображает
|
1 |
Оглавление
|