Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.5.2. Кусочно-линейные разделяющие функции.Линейные разделяющие функции находят широкое применение в задачах. распознавания образов для случая двух классов, хотя при этом неизбежна некоторая потеря качества распознавания. Однако при трех или большем числе классов качество распознавания с использованием линейной разделяющей функции часто оказывается неприемлемым. Это может произойти и при двух классах, если каждый класс состоит из нескольких групп объектов. Если в этих случаях воспользоваться совокупностью линейных разделяющих функций, т. е. кусочно-линейной разделяющей функцией, то появляются дополнительные возможности улучшения качества распознавания. На рис. 4.11 изображен пример задачи распознавания при наличии четырех классов.
Рис. 4.11. Четыре распределения: а) байесовский классификатор; б) кусочно-линейный классификатор. В задачах со многими классами критерии проверки многих гипотез дают наилучшее в байесовском смысле решающее правило, обеспечивающее минимум риска пли вероятности ошибки В соответствии с критерием проверки гипотез плотность вероятности каждого класса или ее логарифм следует сравнить с плотностями вероятности других классов, как следует из (3.114). На рис. 4.11, а изображены полученные таким образом границы. Если оценивание плотностей вероятности является слишком сложной задачей или границы, определяемые в соответствии с критерием проверки гипотез, достаточно «вычурные», то можно заменить эти сложные границы множеством простых линейных границ. Такая замена, конечно, приводит к некоторому ухудшению качества распознавания. Однако использование линейных границ особенно эффективно для задач распознавания многих классов, т. е. в тех случаях, когда сложность границ быстро возрастает с увеличением числа классов, и является желательным некоторое упрощение процедуры синтеза классификатора. Например, на рис. 4.11, б показана замена байесовских границ (рис. 4.11, а) кусочно-линейными границами. Множество линейных функций, соответствующее кусочно-линейной разделяющей функции, определяется следующим образом:
где М — число классов. Знаки
Предположим, что для каждого класса соответствующая область является выпуклой, как изображено на рис. 4.11,б. Тогда область класса
(функция
Рис. 4.12. Реализация кусочио-лниейиого классификатора. Наличие заштрихованной области на рис. 4.11, б показывает, что М областей определяемые условиями (4.116), не обязательно покрывают принадлежиости к определенному классу; эту область называют областью отказов. Решающее правило (4.116) состоит из Соответствующая блок-схема изображена на рис. 4.12. Поскольку каждая из параллельных цепей состоит из двух последовательно соединенных элементов, то такой кусочно-линейный классификатор иногда называют двуслойной машиной. Если предположение о выпуклости областей не выполняется, то необходимо определить взаимные пересечения Вероятность ошибки решения для каждого класса 8 можно выразить через
(функция
Задача теперь состоит в том, чтобы определить значения Кратко отметим три приближенных метода решения задачи. 1) Можно подстраивать коэффициенты Поскольку для в трудно получить явное математическое выражение, то 8 следует оценивать численными методами всякий раз, когда корректируются параметры V и математическое выражение. Однако даже в этом случае интегрированно 2) Линейная разделяющая функция между парой классов строится с помощью одного из методов, ранее рассмотренных для случая распознавания двух классов. Вычисляются 3) Можно задать требуемый выход Таблица 4.2 Вероятность ошибки для задачи с четырьмя классами
Требуемые выходные величины могут быть фиксированными или подстраиваемыми, как переменные, на которые наложены ограничения. К сожалению, даже для случая кусочно-линейной разделимости классов не существует доказательства сходимости этой процедуры. Пример 4.5. Рассматривается задача с четырьмя классами, каждый из которых характеризуется нормальным распределением вероятностей. Эти распределения представлены в стандартных данных в гл. 2 (см. задания для составления программ). Поскольку все распределения нормальные, то можно для каждой пары классов определить линейный классификатор, оптимальный по критерию минимума вероятности ошибки. В табл. 4.2 для различных пар классов приведены вероятности ошибок
Рис. 4.13. Изменение общей ошибки Для того чтобы приблизить ошибку решения вероятности
|
1 |
Оглавление
|