Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3. Решение задач на внеклассных занятиях

Одним из наиболее распространенных видов внеклассных занятий по физике являются кружки по решению задач. Многие учителя охотно организуют именно такие кружки, так как они оказывают непосредственное положительное влияние на успеваемость учащихся.

Организация содержательной и интересной кружковой работы по решению задач требует от учителя немалого опыта и изобретательности. В противном случае кружок превращается в обычные дополнительные занятия с отстающими или, наоборот, прилежными учениками. На таких занятиях в лучшем случае разбирают задачи повышенной трудности, встречающиеся на олимпиадах и вступительных экзаменах в вузы. В настоящее время имеется много пособий по таким задачам [12, 13, 16, 24, 28, 441 и подбор задач для кружковых занятий не представляет труда.

Для того чтобы сделать работу кружка содержательной и интересной, перед ним нужно пвставить более широкие цели: развитие мировоззрения учащихся, ознакомление их с научными методами познания природы, вооружение учащихся не только математическими, но и некоторыми экспериментальными навыками и т. д.

Поэтому на занятиях кружка нужно заниматься не только решением задач повышенной трудности, но использовать также исторические обзоры, доклады о практическом значении рассматриваемых явлений, физический эксперимент и т. п. Решение задач должно быть хотя и самым важным, но лишь одним из элементов таких кружковых занятий.

Одним из самых распространенных внеклассных мероприятий, посвященных решению задач, являются физические олимпиады» Олимпиады — это увлекательные соревнования в смекалке, находчивости, в научных знаниях и навыках. Они развивают любознательность учащихся и помогают многим из них найти свое призвание. Проводят их как в отдельных школах, так и в масштабе района, области, республики или всей страны. Олимпиады школьников организуют также высшие учебные заведения. Олимпиады бывают очными и заочными. Проводят их чаще всего в три тура. Внутришкольные олимпиады, которые обычно проводят перед районными или областными, являются их первым туром. В них принимают участие главным образом ученики VIII—X классов. Но в ряде школ в олимпиадах участвуют и учащиеся VI—VII классов [118].

По сравнению с физическими задачами, которые решают на уроках, задачи олимпиад обычно имеют некоторые особенности: они более повышенной трудности; каждая задача представляет собой небольшую проблему, в которой физическая сущность выступает на первый план, поэтому многие задачи олимпиад являются качественными и требуют от учащихся хорошего логического мышления; часто в олимпиадных задачах используют «необычные» ситуации или, наоборот, «самоочевидные» факты, относительно которых бытуют неправильные представления; олимпиадные задачи по вполне понятным причинам должны обладать «новизной».

Задачи олимпиад в основном составляют применительно к знаниям учащихся определенных классов, но ряд задач может быть задан сразу для разных, например для VIII—IX, классов. В качестве примера приведем несколько задач Всесоюзной физико-мате-матической олимпиады 1967 г., рекомендованных для областных туров по физике.

39. (VI-IX кл.). Самолет летит над горным массивом. Из него на высоте 6000 м прыгают два парашютиста. Один приземляется на вершине на высоте 4500 м, а другой — в ущелье на высоте 1500 м над уровнем моря. Кто из них имеет большую скорость в момент приземления?

Ответ. Парашютист падает равномерно. Скорость его падения тем больше, чем меньше плотность воздуха, поэтому

Рис. 10.

парашютист, приземлившийся на вершине, имеет большую скорость.

40. (IX-X кл.). Канат перекинут через блок, причем часть каната лежит на столе, а часть — на полу. После того как канат отпустили, он начал двигаться. Найти скорость установившегося равномерного движения каната. Высота стола равна (рис. 10).

Ответ. При равномерном движении каната за время в движение вовлекается отрезок каната длины скорость каната), которому сила сообщает количество движения (р — масса единицы длины каната). Поэтому откуда

Автомобили, снабженные двигателями мощностью развивают скорости соответственно. С какой скоростью будут ехать автомобили, если их соединить между собой тросом?

Ответ. Силы сопротивления обозначим Тогда

откуда

42. (VI-X кл.). Почему молния сверкает быстро, а гром гремит долго?

Ответ. Свет молнии в воздухе распространяется со скоростью порядка скорости света в пустоте и доходит до наблюдателя практически одновременно из любых видимых мест неба.

Звуки же грозового разряда, распространяясь во много раз медленнее света и отражаясь от объектов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга, доходят до наблюдателя не одновременно, создавая долго звучащие раскаты грома.

1
Оглавление
email@scask.ru