5. Закон Ома для участка цепи
На зависимость сначала решают устно тренировочные задачи.
264. Как можно вдвое уменьшить силу тока в проводнике? Ответ. Если то для уменьшения силы тока в
2 раза надо уменьшить в 2 раза напряжение Если же то надо в 2 раза увеличить сопротивление цепи.
265. Напряжение на реостате увеличили вдвое, а его сопротивление уменьшили в 3 раза, как изменился ток в реостате?
Ответ. Сила тока в цепи увеличилась в 6 раз,
266. Решите устно задачи:
Значения которые даны в условии задачи, лучше всего записывать на доске, так как их трудно держать в памяти. Учащиеся должны устно определить силу тока в первом случае, напряжение и сопротивление втором и третьем случаях. Запоминать учащиеся должны только формулу а другие формулы надо получать из этой основной. Постепенно они запомнят и формулы для определения Ответ, а) ом. После этого решают более сложные вычислительные задачи.
267. Решите задачи:
Назначение этих задач, помимо закрепления формулы закона Ома и умений находить из нее нужные величины, состоит в ознакомлении учащихся с различными единицами силы тока, напряжения и сопротивления и упражнении в их переводе из одного масштаба в другой.
Ответ, а)
Также полезны задачи с использованием паспортных данных приборов.
268 (э). Найдите сопротивление лампочки для карманного фонаря, используя данные, написанные на ее Цоколе.
Решение. Взяв лампочку, читают на ее цоколе: 3,5 в; 0,28 а.
По закону Ома I — откуда Вычисления дают
Если задачу решают в классе, то лампочки следует раздать учащимся, чтобы они сами нашли необходимые данные.
Пониманию закона Ома для участка цепи очень способствует вычерчивание графиков зависимости от при от при а также «чтение» этих графиков и решение с их помощью задач.
269. На рисунке 42 представлен график закона Ома для участка цепи. Определите по графику сопротивление проводника, а также напряжение, необходимое для создания в проводнике тока 3,5 а.
Для решения первой части задачи берут какое-либо значение и по графику находят соответствующее ему значение Сопротивление проводника вычисляют по формуле В данном случае ом. На второй вопрос задачи можно ответить, взяв по графику значение а и найдя соответствующее этому току напряжение 350 в. Ответ полезно проверить расчетом:
В заключение решают комбинированные задачи, в которых используют зависимости Эти задачи желательно решать аналитическим методом, чтобы постепенно знакомить с ним учащихся.
270. Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводу длиной площадью поперечного сечения если к концам провода приложено напряжение 6,8 в.
Решение. известно. найдем по формуле Вычисления можно вести по этапам: сначала вычислить а потом Возможно получить общую формулу: I — Если провести расчеты, взяв все данные из условия задачи и
Рис. 97.