ГЛАВА 10. ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ
В VII классе решают качественные задачи об устройстве и применении двигателя внутреннего сгорания и турбины и выполняют несложные расчеты работы расширения газа и пара, к.п.д. машин, расхода горючего и т. п. Особое внимание нужно уделять преобразованиям энергии, показывая, что совершение тепловым двигателем механической работы связано с уменьшением внутренней энергии рабочего тела (пара, газа). При повторении в старших классах в ознакомительном плане полезно рассмотреть несколько задач, освещающих принципы действия холодильных машин.
Задачи по данной теме должны быть в полной мере использованы также для повторения и закрепления ранее изученных понятий по теплоте и в целях политехнического обучения учащихся.
224. Сжатый в цилиндре газ поднимает тяжелый поршень. Как изменяется при этом внутренняя энергия и температура газа?
225. Где выше температура продуктов сгорания — в цилиндре двигателя внутреннего сгорания или в выхлопной трубе? Почему?
226. Определите работу, совершаемую расширяющимися газами во время рабочего хода в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, если площадь поршня
ход поршня
см, а среднее давление в рабочем цилиндре
Решение.
227. Пользуясь рисунком 33, определите, какой процесс может совершаться в каждом из цилиндров, если в первом происходит впуск горючей смеси.
228. Расход Горючего у лучших типов двигателей внутреннего сгорания составляет около
в час. Какому коэффициенту полезного действия это
Рис. 33.
соответствует? Теплота сгооания топлива
Решение. Работа, совершаемая за 1 ч двигателем мощностью в 1 л. с.
Затраченная энергия
229. Какие преимущества имеет турбина перед поршневым тепловым двигателем? Рассмотрите изменения внутренней энергии пара при работе паровой турбины и объясните их.