Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. Соединения проводниковВначале решают тренировочные задачи по известным учащимся из VII класса формулам для общего сопротивления при последовательном и при параллельном соединениях проводников и резисторов Далее решают более сложные задачи, в том числена смешанные соединения. При решении задач со смешанными сложными соединениями резисторов полезны следующие приемы. Все точки соединения или разветвления в схемах следует обозначить буквами, а сопротивления участков — буквенными индексами, например Вместо сложных схем соединения начертить так называемые эквивалентные схемы, в которых видны все точки разветвления и характер соединения отдельных участков цепи. Расчеты в общем виде в большинстве случаев проводить не следует. Удобнее вначале определить сопротивление каждого участка цепи, а потом уже — сопротивление цепи в целом. Наибольшие затруднения представляют задачи со сложными соединениями резисторов, в которых эквивалентные схемы начертить сразу не удается (рис. 184). В общем случае сопротивления таких цепей определяют с помощью законов Кирхгофа, но эти законы полностью в средней школе не изучают. В средней школе учащиеся должны научиться вычислять сопротивление лишь симметричных контуров, в которых есть точки с равными потенциалами. Не внося никаких изменений в цепь, точки с равными потенциалами можно соединить или, наоборот, разъединить (тока между такими точками нет). После этого удается начертить эквивалентные схемы цепей и провести расчет сопротивления. Задачи на определение сопротивлений шунтов
сопротивления амперметра и вольтметра, В задачах с мостиком Уитстона можно применять предварительно выведенную формулу Приводим примеры качественных задач. 659. На сколько равных частей надо разрезать проводник сопротивлением Решение. Проводник надо разрезать на 10 частей и соединить эти части параллельно. Действительно, сопротивление каждого отрезка 660. Какие по величине сопротивления можно получить с помощью трех резисторов сопротивлением по 2 ом каждый? Решение. Составим различные схемы соединений из трех резисторов: последовательное, параллельное и смешанное. Соединять можно не
Рис. 182. 661 (э). Как изменятся показания амперметра, когда параллельно ему включить резистор? Ответ. При любом резисторе ток в цепи амперметра уменьшится. 662 (э). Как изменятся показания вольтметра, если последовательно с ним включить резистор? Ответ. При последовательном соединении резистора с вольтметром падение напряжения и показания вольтметра уменьшатся. Ответы задач 661 и 662 проверяют опытом. Вычислительные задачи на параллельное и смешанное соединения проводников вначале решают примерно следующей трудности. 663. Из проволоки сопротивлением 10 ом сделано кольцо (рис. 182). Где следует присоединить провода, подводящие ток, чтобы сопротивление получившейся цепи равнялось 1 ом? Решение. Сопротивление ветви
Подводящие ток проводники надо присоединить так, чтобы отрезки проволочного кольца имели сопротивление 8,9 и 1,1 ом. 664. Найдите распределение токов и напряжений в цепи (рис. 183), если напряжение Решение. Точки разветвления обозначим буквами
В итоге
Рис. 183. Этот ток течет через (см. скан) Расчеты дают:
Аналогично решали задачи на смешанное соединение проводников и в VII классе. Только там схемы соединения были проще. При решении задач в IX классе важно использовать дополнительные сведения, полученные в этом классе:
(для случая параллельного соединения двух проводников). Рассмотренная выше задача является типовой. Умение решать подобные задачи — необходимое условие для положительной оценки знаний учащихся. После этого переходят к расчету сопротивления сложных цепей. Как уже говорилось, в средней школе можно решать лишь задачи со сложными, но симметричными схемами соединения проводников. При этом учащимся сообщают искусственный метод решения задач. В схеме ищут точки одинаковых потенциалов, между которыми нет тока. Эти точки можно без всяких влияний на схему соединять либо разъединять, схема при этом лишь упростится. Рис. 184. (см. скан)
Рис. 185. 665. Определите общее сопротивление показанных на рисунке 184 соединений, считая, что все участки имеют одинаковое сопротивление Решение. Найдем точки одинаковых потенциалов: а) В цепи (рис. 184, а) точки Как уже говорилось, задачи на расчеты шунта и добавочного сопротивления могут быть решены по предварительно выведенным формулам. 666. Амперметр сопротивлением 3 ом имеет предел измерения тока до
Рис. 186.
Рис. 187. Для манганина
667. Внутреннее сопротивление вольтметра 50 ом, а предельно измеряемое им напряжение 0,25 в. Как из этого прибора сделать вольтметр для измерения напряжения до 200 в? Решение.
При решении задачи выводят формулу для определения неизвестного сопротивления в мостовой схеме. 668. Эталонный резистор в одном из плеч измерительного моста (рис. 188, а) имеет сопротивление Решение. Составим эквивалентную схему (рис. 188, б), соединив вместе точки
Поделив эти равенства почленно, получим Ниже приводим решение одной задачи повышенной трудности. В ней рассмотрена схема, упростить которую не удается.
Рис. 188.
Рис. 189 669. Определите общее сопротивление Решение. Схему упростить не удается, так как нельзя найти точки с равными потенциалами. Для решения задачи записывают уравнение для токов и напряжений. Неизвестных токов шесть: Во-первых, воспользуемся тем, что сумма токов, «притекающих» к точке разветвления, равна току, «утекающему» из этой точки. Тогда
Во-вторых, работа по перемещению единичного заряда между точками
Может быть составлено и восьмое уравнение для контура Решая систему уравнений
|
1 |
Оглавление
|