Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

2. Скорость. Сложение скоростей

В VI классе учащиеся уже решали задачи на расчет скорости движения тел. Поэтому в VIII классе для самостоятельной работы следует дать несколько задач, подобных тем, которые описаны в главе 5. После этого уточняют понятие скорости прямолинейного и равномерного движения как векторной величины, определяемой перемещением материальной точки за единицу времени и уделяют главное внимание решению задач на сложение скоростей как векторов.

В большинстве задач за неподвижную систему отсчета принимают Землю. Однако учащиеся должны понимать условность такого выбора и уметь пользоваться другими системами, за которые можно принимать и движущиеся относительно Земли тела. Для случая равномерного движения двух тел это может облегчить решение задач (№ 319, 320).

Учитель должен помнить, что этот прием основан на галилеевых преобразованиях координат. Если система координат движется равномерно относительно системы х, у, z вдоль оси то в любой момент времени Следовательно, откуда т. е. для нахождения относительной скорости в новой системе координат нужно к абсолютной скорости тела в первой системе прибавить с обратным знаком переносную скорость

При записи уравнения в скалярной форме одно из направлений движения тел считают положительным, а противоположное — отрицательным.

Данный прием показывают учащимся на конкретных примерах решения задач.

318. Теплоход на подводных крыльях вниз по реке шел со скоростью а вверх — со скоростью Определить собственную скорость теплохода и скорость течения.

Решение. Примем за систему отсчета Землю. Скорость теплохода по течению где собственная скорость теплохода (в стоячей воде или относительно воды), а скорость течения. Скорость теплохода против течения Решая систему уравнений, найдем:

319. На расстоянии охотничья собака заметила зайца. Через сколько времени она догонит его, если заяц убегает со скоростью а собака догоняет со скоростью

Решение 1. Примем за систему отсчета Землю. Заяц пробежит расстояние а собака —

Решая систему уравнений, найдем: сек.

Решение 2. Примем за систему отсчета зайца. Считая зайца неподвижным, мы должны принять, что движется Земля, но в противоположном направлении (от зайца к собаке): Но тогда с такой же скоростью должна удаляться от зайца неподвижная собака. Поскольку же собака движется, то ее скорость относительно зайца

Это решение математически проще, но требует непривычных для учащихся логических умозаключений. Поэтому данному приему следует уделить больше внимания при повторении и закреплении материала.

320. По озеру со скоростью плывает теплоход, а ему навстречу со скоростью буксир с караваном барж общей длиной По палубе теплохода против его хода идет человек со скоростью За какое время баржи проплывут мимо человека?

Решение 1. Примем за тело отсчета Землю. За время человек переместится относительно Земли на расстояние За это же время баржи пройдут расстояние откуда

Решение 2. Примем за тело отсчета баржи. Тогда нужно предположить, что движется Земля (вода) к баржам со скоростью Поэтому скорость теплохода относительно барж (к скорости движущегося тела прибавляется с обратным знаком скорость тела, принятого за систему отсчета).

Рис. 70.

Скорость человека относительно

321. Скорость вертикального подъема груза краном Скорость тележки крана Определите результирующую скорость движения груза.

322. Транспортер наклонен к горизонту под углом 30°. Скорость его ленты Найдите скорость перемещения материалов в вертикальном и горизонтальном направлениях и высоту на которую они поднимутся за 3 сек.

Решение. Строим оси координат и под углом 30° к горизонтальной оси в масштабе вектор скорости Как видно из рисунка

323. Собственная скорость катера Скорость течения Постройте графики движения катера в стоячей воде и движения воды.

Решение. В соответствии с формулой строим таблицу.

(см. скан)

Выбираем масштаб: и По данным таблицы строим графики I и II (рис. 71).

324. По графикам, изображённым на рисунке 71, определите, какое расстояние пройдет катер за по течению; против течения. Начертите графики движения катера вверх и вниз по течению и определите скорость движения катера по течению и против течения.

Решение. По графикам I и II находим, что за катер в стоячей воде пройдет расстояние а вода — По течению катер пройдет путь против течения — путь Соединив прямой линией начало координат с точками получим графики III и IV движения катера по течению и против течения.

По графику III находим, что за катер проходит вниз по течению Следовательно, искомая скорость равна Можно взять путь и за любое другое время. Например, за как

видно из графика, катер проходит

Аналогично находим скорость катера против течения:

325. Начертите график скорости движения катера (задача № 323) по течению в координатных осях По графику определите путь, пройденный катером за

Решение. Выбрав масштаб и строим оси координат и график (рис. 72). Скорость при данном движении постоянна, поэтому линия графика — прямая, параллельная оси времени.

Путь.

Обращаем внимание учащихся на то, что численно путь равен площади прямоугольника, одна сторона которого равна времени, а другая — скорости движения.

Умение определять по графику пути скорость движения, а по графику скорости путь, пройденный телом, потребуется при изучении следующего раздела о неравномерном движении.

Рис. 71.

Рис. 72

1
Оглавление
email@scask.ru