Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

2. Закон сохранения импульса (количества движения)

В начале темы в качестве повторения полезно решить одну-две задачи, подобные № 77—78, используя известное учащимся из VI класса соотношение или —

Затем этому выражению придают следующий вид:

Данное уравнение является частным случаем закона сохранения количества движения (импульса) — одного из фундаментальных законов физики, справедливого для любой замкнутой системы тел как в макромире, так и в микромире. Оно показывает, что векторная сумма всех импульсов замкнутой системы есть величина постоянная.

В VIII классе решают несложные задачи о взаимодействии двух изолированных тел, движущихся по одной прямой. При этом за тело отсчета принимают Землю.

Но при повторении материала в старших классах желательно решить несколько задач, в которых скорости тел направлены под углом друг к другу. Учащимся IX—X классов можно рассказать, что векторное уравнение закона сохранения импульса эквивалентно трем скалярным:

Так как оси координат могут быть выбраны произвольно, то это означает, что имеет место сохранение величины проекции импульса на любое направление.

В средней школе рассматривают движение тел в одной плоскости, поэтому при решении задач обычно бывает достаточно использовать проекции импульса только на одно или два соответствующим образом выбранных направления, по которым на систему не действуют внешние силы, или же их равнодействующая равна нулю. При этом

ввиду огромной массы Земли изменение ее количества движения не учитывают.

362. Человек, движущийся на лодке по инерции со скоростью оттолкнул багром попавшееся на пути бревно, которое поплыло впереди лодки со скоростью При этом скорость лодки уменьшилась до величины Что больше — масса лодки с человеком или масса бревна? Какова масса бревна если масса лодки с человеком

Решение 1. Скорость лодки с человеком уменьшилась на величину

сек сек сек

Скорость бревна увеличилась на величину

сек сек сек

Скорость лодки изменилась меньше; следовательно, ее масса больше.

Решение 2. После того как учащиеся изучат закон сохранения импульса, задачу полезно решить еще раз, пользуясь уравнением Так как тела движутся по одной прямой и то уравнение можно записать в скалярной форме следующим образом: , откуда

363. Электровоз массой движущийся по инерции с выключенными двигателями со скоростью подъезжает к неподвижному вагону и продолжает движение вместе с ним. Какова масса вагона, если скорость локомотива уменьшилась до Трением локомотива и вагона о рельсы пренебречь.

Решение. Приравниваем количества движения, которые имели все тела (в данном случае локомотив и вагон) до столкновения и после столкновения: ил По условию и все векторы имеют одно направление. Поэтому можно записать следующее скалярное равенство:

Рис. 80.

364. Нейтрон, летящий со скоростью поглощается неподвижным ядром кадмия. Определить скорость образовавшегося нового ядра. Масса нейтрона а масса ядра кадмия Решение.

365. Человек массой прыгает в направлении, перпендикулярном берегу, на плот массой который плывет по течению. С какой скоростью и в каком направлении двигался бы плот, если бы не было сопротивления воды?

Скорость течения Скорость движения человека сек сек

Решение 1. Изобразим на чертеже (рис. 80) векторы количества движения человека и плота. Согласно закону сохранения импульса,

Общее количество движения человека и плота численно равно диагонали параллелограмма, которую можно найти графически, выполнив чертеж в соответствующем масштабе, или по теореме Пифагора. По абсолютной величине

Направление скорости определим из соотношения:

Решение 2. Спроецируем векторы на направление результирующей скорости Получим:

Значение а найдем также, как в решении 1.

366(э). Надуйте детский резиновый шарик и, не завязывая его, выпустите из рук. Как движется шарик и почему?

При случае пронаблюдайте за движением личинки стрекозы, поместив ее в кювету с водой. Подняв кончик брюшка личинки, обратите внимание на выбрасываемые струи воды. Какое это имеет значение для передвижения личинки? Каких животных и почему называют живыми ракетами?

367. С какой скоростью будет двигаться ракета, если средняя скорость выхлопных газов и масса горючего составляет 80% всей массы ракеты.

Решение. По условию Направление векторов противоположно. Поэтому можно записать откуда

868. От третьей ступени ракеты-носителя, движущейся по орбите вокруг Земли со скоростью отделилась головная часть массой С какой скоростью стала двигаться ракета-носитель, если скорость головной части увеличилась на Масса ракеты-носителя без головной части (Все числа при вычислениях считать точными.)

Решение Так как масса головной части по сравнению с массой ракеты невелика и изменение ее скорости незначительно, то можно предположить, что векторы совпадают по направлению. Поэтому уравнение в скалярной форме примет вид

Если предположить, что направление скорости ракеты-носителя изменится на противоположное, то уравнение следует записать в таком виде: откуда Знак минус говорит о том, что направление скорости противоположно тому, которое предполагалось.

Решение 2.

Рис. 81.

369. Брусок массой скользит по наклонной плоскости, высота которой и угол наклона а, и падает на тележку с песком массой (рис. 81). Какую скорость после этого будет иметь тележка? Трением при движении тел пренебречь.

Решение. Для замкнутой системы тел справедливо уравнение

Но так как на тела действует неуравновешенная сила реакции опоры, то видно уже из того, что векторы имеют различное направление. Уравнение, однако, справедливо в проекции на горизонтальную ось, так как в этом направлении на тела не действуют внешние силы:

Так как

370. На корме лодки длиной и массой находящейся в спокойной воде, стоит человек массой На сколько переместится лодка, если человек перейдет с кормы на нос? Сопротивлением воды пренебречь.

Решение. Примем, что человек в лодке перемещается равномерно со скоростью а лодка равномерно движется ему навстречу со скоростью ил. В соответствии с законом сохранения импульса

(3), где — соответственно перемещения лодки и человека относительно воды за время в течение которого человек перешел с кормы на нос. Из системы уравнений 1—4 найдем

1
Оглавление
email@scask.ru