Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. Закон сохранения импульса (количества движения)В начале темы в качестве повторения полезно решить одну-две задачи, подобные № 77—78, используя известное учащимся из VI класса соотношение
Затем этому выражению придают следующий вид: Данное уравнение является частным случаем закона сохранения количества движения (импульса) — одного из фундаментальных законов физики, справедливого для любой замкнутой системы тел как в макромире, так и в микромире. Оно показывает, что векторная сумма всех импульсов замкнутой системы есть величина постоянная. В VIII классе решают несложные задачи о взаимодействии двух изолированных тел, движущихся по одной прямой. При этом за тело отсчета принимают Землю. Но при повторении материала в старших классах желательно решить несколько задач, в которых скорости тел направлены под углом друг к другу. Учащимся IX—X классов можно рассказать, что векторное уравнение закона сохранения импульса эквивалентно трем скалярным:
Так как оси координат В средней школе рассматривают движение тел в одной плоскости, поэтому при решении задач обычно бывает достаточно использовать проекции импульса только на одно или два соответствующим образом выбранных направления, по которым на систему не действуют внешние силы, или же их равнодействующая равна нулю. При этом ввиду огромной массы Земли изменение ее количества движения не учитывают. 362. Человек, движущийся на лодке по инерции со скоростью Решение 1. Скорость лодки с человеком уменьшилась на величину
сек сек сек Скорость бревна увеличилась на величину
сек сек сек Скорость лодки изменилась меньше; следовательно, ее масса больше.
Решение 2. После того как учащиеся изучат закон сохранения импульса, задачу полезно решить еще раз, пользуясь уравнением
363. Электровоз массой Решение. Приравниваем количества движения, которые имели все тела (в данном случае локомотив и вагон) до столкновения и после столкновения:
Рис. 80. 364. Нейтрон, летящий со скоростью
365. Человек массой Скорость течения Решение 1. Изобразим на чертеже (рис. 80) векторы количества движения человека и плота. Согласно закону сохранения импульса,
Общее количество движения человека и плота численно равно диагонали параллелограмма, которую можно найти графически, выполнив чертеж в соответствующем масштабе, или по теореме Пифагора. По абсолютной величине
Направление скорости определим из соотношения:
Решение 2. Спроецируем векторы на направление результирующей скорости
Значение а найдем также, как в решении 1. 366(э). Надуйте детский резиновый шарик и, не завязывая его, выпустите из рук. Как движется шарик и почему? При случае пронаблюдайте за движением личинки стрекозы, поместив ее в кювету с водой. Подняв кончик брюшка личинки, обратите внимание на выбрасываемые струи воды. Какое это имеет значение для передвижения личинки? Каких животных и почему называют живыми ракетами? 367. С какой скоростью будет двигаться ракета, если средняя скорость выхлопных газов Решение.
868. От третьей ступени ракеты-носителя, движущейся по орбите вокруг Земли со скоростью Решение
Если предположить, что направление скорости ракеты-носителя изменится на противоположное, то уравнение следует записать в таком виде: Решение 2.
Рис. 81. 369. Брусок массой Решение. Для замкнутой системы тел
Но так как на тела действует неуравновешенная сила реакции опоры, то
Так как 370. На корме лодки длиной Решение. Примем, что человек в лодке перемещается равномерно со скоростью
|
1 |
Оглавление
|