Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

4. О некоторых особенностях решения задач в различных классах

Рассмотренные выше общие вопросы методики решения задач в курсе физики средней школы имеют свои особенности в зависимости от возраста учащихся, их подготовки и специфики изучаемого материала. В VI—VII классах для решения задач отводится

меньшее время, чем в VIII—X классах. Объясняется это небольшим бюджетом времени (всего 2 урока физики в неделю), спецификой курса, который носит в известной мере описательный, пропедевтический характер, а также возрастными особенностями учащихся и их общеобразовательной подготовкой. Как было сказано в главе I, одно из назначений задач — формирование умений применять знания на практике. Но в VI—VII классах эти знания еще только приобретаются. Решение целого ряда задач по новой программе в этих классах сдерживается также недостаточной подготовкой учащихся, особенно по математике. В VI классе учащихся затрудняют алгебраические преобразования формул, много времени отнимают арифметические действия. Сейчас эти недостатки дают о себе знать даже в VII классе, где, кроме того, возникают затруднения при решении уравнений первой степени и применении графиков. В дальнейшем, благодаря новым программам, математическая подготовка учащихся несколько возрастет.

Однако по указанным причинам вычислительные задачи на первой ступени обучения должны иметь меньший удельный вес, чем в старших классах. В VI—VII классах большее внимание следует уделять задачам качественным и экспериментальным. Ряд из них полезно представить в занимательной форме. Однако было бы непростительной ошибкой недооценивать и вычислительные задачи, без которых учащиеся окажутся совершенно неподготовленными к обучению в VIII классе.

При этом следует подчеркнуть важность и необходимость применения формул, начиная с VI класса. Нужно только заботиться о том, чтобы буквенная символика не приводила к формализму в знаниях учащихся. Для этого на первых порах нужно алгебраическое решение задач сочетать с арифметическим.

Ряд сложных разделов курса физики средней школы изучается только в VI—VII классах (атмосферное давление, архимедова сила, плавание тел в жидкости и газе, измерение теплоты, агрегатные превращения вещества, тепловые двигатели). Эти темы требуют решения сравнительно сложных вычислительных задач, многие из которых трудны для учащихся первой ступени (например, задачи на составление уравнения теплового баланса). Рассмотрев только самые простые из них, остальные следует решить в порядке повторения в старших классах. В данном пособии такие задачи отмечены звездочкой.

Наиболее трудным является VIII класс. Здесь начинается сложный систематический курс механики, насыщенный большим количеством вычислительных задач. Дело учителя позаботиться о постепенном нарастании трудностей и привитии учащимся любви к математическим расчетам. При этом нужно воспользоваться тем, что в конце курса имеется специальный обобщающий раздел «Применение законов движения Ньютона», куда и следует отнести наиболее сложные задачи. Некоторые комбинированные задачи следует

также рассмотреть в последней теме «Работа и энергия». Несмотря на указанные меры, все же ряд задач по механике придется решать при повторении в IX—X классах, когда учащиеся будут значительно лучше подготовлены по математике.

В IX—X классах нужно уделить большее внимание решению задач в общем виде с анализом полученных выражений, а также составлению и решению систем уравнений. В дальнейшем можно будет использовать знания по интегральному и дифференциальному исчислениям, которые учащиеся должны получать по математике.

Важное значение в IX—X классах, особенно в связи с подготовкой учащихся к выпускным экзаменам, имеет решение задач за VI—VII и особенно VIII класс. Эти задачи преследуют цель не только повторения, но и углубления изученного в младших классах материала. Из VI класса обязательно решают задачи на расчет архимедовой силы и плавание тел, из VII класса — задачи на расчет количества теплоты, в том числе при агрегатных превращениях вещества (с составлением уравнений теплового баланса). Задачи за VIII класс придется повторить практически по всем разделам. В X классе нужно также повторить решение задач, особенно по молекулярной физике, за IX класс. Желательно, чтобы задачи на пройденный материал имели возможно больше общего по своему содержанию с изучаемой новой темой. Так, задачи на калориметрические расчеты целесообразно повторить в связи с изучением молекулярной физики, задачи о потенциальной энергии — при изучении потенциала электрического поля и т. д.

1
Оглавление
email@scask.ru