Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 28. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМВ средней школе по электромагнетизму решают задачи на взаимодействие токов, действие магнитного поля на движущиеся заряды, задачи по электромагнитной индукции и самоиндукции. При этом рассматривают как качественные, так и несложные количественные задачи. При решении количественных задач нужно уделить внимание действиям над наименованиями единиц. Это способствует более сознательному усвоению довольно большого числа зависимостей и единиц измерения физических величин, рассматриваемых при изучении электромагнетизма. При этом пользуются только системой СИ. При решении качественных задач применяют правило буравчика для магнитного поля проводника с током и электромагнита, правило левой руки для определения направления силы, действующей в магнитном поле на проводник с током, или силы Лоренца, правила правой руки и Ленца для определения направления индукционного тока. На II ступени обучения учащиеся обязаны приобрести твердые навыки применения этих правил. 1. Магнитное поле токаСилу В средней школе преимущественно решают задачи для случая, когда Вектор индукции магнитного поля В определяют как отношение Магнитное поле действует на движущийся заряд с силой, получившей название силы Лоренца. Обозначим заряд носителя тока Направление Магнитное же поле токов характеризуется вектором напряженности В случае длинного прямолинейного проводника, по которому течет ток Напряженность магнитного поля в центре однослойной цилиндрической катушки радиусом Индукция в случае длинного провода Силу взаимодействия двух параллельных токов определяют по формуле В случае однородного магнитного поля поток вектора индукции Вначале решают простые качественные задачи, подобные рассмотренным в VII классе 694. Как повернется магнитная стрелка, расположенная под проводом (см. рис. 50), если ток направлен от А к 695. Определите магнитные полюсы кругового тока по рисунку 200.
Рис. 200.
Рис. 201.
Рис. 202
Рис. 203. 696. Определите северный и южный полюсы катушки с током, изображенной на рисунке 201. 697. Определите направление сил, действующих на проводники с током в магнитном поле, в случаях, показанных на рисунке 202, а, б, в, г. 698. Как направлена сила Лоренца, если в магнитном поле (рис. 203) движется протон? электрон? В качественных задачах 694—696 применяют правило буравчика. Магнитная стрелка (задача 694) расположится по направлению вектора При решении задач 697 и 698 применяют правило левой руки. На рисунке 204, а, б, в, г показаны направления сил для всех случаев, упоминаемых в задаче 697. На движущийся протон (задача 698) действует сила Лоренца, направленная вертикально вверх. Здесь левую руку располагают четырьмя пальцами по направлению движения протона. На движущийся электрон действует сила Лоренца, направленная вертикально вниз. Левую руку теперь надо расположить четырьмя пальцами по направлению, противоположному движению электрона, так как электрон обладает отрицательным зарядом и ток, обусловленный его движением, направлен в обратную сторону. После этого решают вычислительные задачи. 699. Определите величину и направление силы Решение. Направление силы а) б) 700. Определите индукцию магнитного поля в воздухе на расстоянии Решение. Для воздуха приближенно берем Величину индукции находим по формуле Действия с наименованиями 701. Найдите силу взаимодействия
Рис. 204.
Рис. 205.
Рис. 206.
Рис. 207. Решение. Линия электропередачи находится в воздухе, следовательно, Действия с наименованиями 702. Катушка длиной Решение. Магнитное поле внутри катушки направлено вдоль оси катушки. Направление вектора в этого поля определяют по правилу буравчика (если ручку буравчика вращать по направлению тока в витках катушки, то направление перемещения буравчика покажет направление в). С определенной степенью точности поле внутри катушки можно считать однородным. Величину индукции магнитного поля определяют по формуле В первом случае, когда в катушке нет магнитного сердечника, в указанные выше формулы для Вычисления дают значения: Во втором случае, когда в катушку вставлен сердечник с 703. Магнитная индукция в бруске стали Решение. Легко убедиться действиями над наименованиями, что 704. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией Решение. Силу Лоренца, действующую на электрон с зарядом Действия над наименованиями 705. На рисунке 208 приведены графики зависимости индукции В от числа ампервитков катушки для стального и чугунного сердечников. Сравните между собой магнитные проницаемости стали и чугуна. Решение. В катушке напряженность
Рис. 208.
Рис. 209. дела есть график зависимости 706. По графику зависимости индукции В от напряженности Решение. Если бы График зависимости 707. Электрон, получивший скорость при движении в электрическом поле с разностью потенциалов 1000 в, влетает в вакууме в однородное магнитное поле с индукцией Решение. На электрон, движущийся со скоростью играет роль центростремительной силы. Следовательно, электрон движется по окружности радиусом Из уравнения —
|
1 |
Оглавление
|