Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3. Силы трения

В VIII классе учащиеся получают понятие о силах сухого трения и силах трения в жидкой и газообразной среде. Для сухого трения различают трение скольжения и трение качения. Причиной трения скольжения является шероховатость трущихся поверхностей и силы молекулярного взаимодействия в местах их соприкосновения. Основной причиной трения качения является деформация опоры и катящегося тела, в результате чего тело все время как бы вкатывается вверх на постоянно возникающий перед ним бугорок. Чем тверже тело и опора, тем меньше их деформация и трение качения.

Различают также силы трения покоя и трения скольжения. Сила трения покоя может иметь любые значения от нуля до некоторой максимальной величины, численно равной силе тяги, при которой тело приходит в движение. Это максимальное значение обычно и принимают за величину силы трения покоя. При решении задач на трение скольжения используют следующие установленные опытным путем приближенные закономерности.

1. Трение покоя больше трения скольжения. Однако надо иметь в виду, что в некоторых случаях, например для трения металлических тел с очищенной поверхностью, трение скольжения может быть примерно равным предельной силе трения покоя.

2. Силы трения покоя и скольжения пропорциональны силе давления где обычно считают постоянной величиной, зависящей только от вида трения и рода трущихся поверхностей. (Строго говоря, зависит также и от ряда других факторов: давления, температуры, скорости и т. д.)

3. Коэффициент трения не зависит от величины трущихся поверхностей (это утверждение справедливо только для тех случаев, когда можно пренебречь зависимостью коэффициента трения от давления).

4. Силы и, следовательно, коэффициент трения скольжения уменьшаются с увеличением скорости, что можно объяснить «перескакиванием» неровностей трущихся поверхностей и меньшим их «зацеплением» при большей скорости.

5. Сила трения качения обычно значительно меньше силы трения скольжения (для тел, имеющих малую твердость, эта зависимость может быть обратной).

Жидкое или вязкое трение обусловлено силами молекулярного сцепления, а также взаимным обменом количествами движения при переходе молекул из одного слоя жидкости или газа в другой, имеющий иную скорость. Последний фактор имеет особенно большое значение для внутреннего трения в газах.

Используя знания, полученные учащимися в VI классе, сначала решают качественные задачи, подобные тем, которые приведены в главах 5,7. Затем главное внимание уделяют расчетным задачам, в которых используется коэффициент трения, и задачам о трении в жидкостях и газах.

Эти новые для учащихся VIII класса типы задач и приведены ниже.

395 (э). Положите на стол брусок и, постепенно увеличивая силу тяги, измерьте ее с помощью динамометра. Как изменяется сила тяги во время опыта?

396 (э). Придумайте и проделайте опыт для установления зависимости силы трения от веса тела.

397 (э). Одинаковой ли будет сила трения при перемещении бруска на плоскости по его широкой грани и по узкой грани? Ответ проверьте на опыте.

398. Коэффициент трения деревянных полозьев саней по снегу равен 0,035. Какую силу прикладывает лошадь, равномерно перемещая по горизонтальной дороге сани с грузом, общий вес которых 350 кгс? [34, № 4771.

399 (э). Зажмите в лапке штатива металлический цилиндр и, перекинув через него проволочку с гирей на конце (рис. 87), измерьте силу трения. Повторите опыт с резиновой пробкой такого же

Рис. 87.

диаметра и сделайте вывод о зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.

400. Почему втулки подшипников для стальных осей часто делают медными или из особого сплава — баббита?

401. Решая задачу о том, может ли электровоз массой все колеса которого ведущие, везти по горизонтальному участку пути состав в ученик ответил, что электровоз легче состава и согласно формуле он не сможет стронуть его с места. Верен ли ответ ученика?

Решение. Силу тяги электровоза определяют по формуле где — коэффициент сцепления, соответствующий коэффициенту трения покоя колес электровоза о рельсы, сцепной вес, т. е. вес электровоза, приходящийся на ведущие колеса. Сила же трения для состава весом определится по формуле где коэффициент трения качения, . Электровоз может везти состав.

402. Отвечая урок о полезном и вредном действии трения, ученик привел пример: «Для колес локомотива трение полезно, а для колес состава вредно». В чем неточность ответа ученика?

Ответ. На ведущее колесо действует сила трения покоя (скольжения), движущая поезд, и сила трения качения, препятствующая движению. На опорные колеса действует только сила трения качения. Следовательно, для колес локомотива трение покоя полезно, а трение качения вредно.

403. Где и почему быстрее течение — у дна реки или у поверхности воды?

404. Почему даже самый слабый ветерок приводит в движение в океане огромные айсберги, но только ураган может сдвинуть с места кусок льда на берегу?

Ответ. В жидкости и газе, где нет трения покоя, тело может привести в движение сколь угодно малая сила, что при сухом трении невозможно.

405. Почему легковая автомашина с матерчатым верхом развивает меньшую скорость, чем такая же машина с металлическим полированным кузовом?

Ответ. Сила трения воздуха для матерчатого кузова значительно больше, чем для полированного.

1
Оглавление
email@scask.ru