Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3. Методика решения физической задачи

Методика решения задачи зависит от многих условий: от ее содержания, подготовки учащихся, целей, которые поставил учитель и т. д. Тем не менее существует ряд общих для большинства задач положений, которые следует иметь в виду при их решении с учащимися. Эти общие вопросы методики решения физической задачи мы рассмотрим на следующем примере, данные для которого взяты из опыта.

12. По наклонной плоскости с высоты см соскальзывает брусок а массой и попадает на брусок массой лежащий на горизонтальной доске. На какое расстояние переместится брусок 67 Коэффициент трения бруска о доску равен 0,37. Трением бруска а о наклонную плоскость пренебречь. Удар считать неупругим.

Решение задачи начинают с внимательного чтения и изучения ее условия. В классе после чтения условия полезно попросить одного из учеников повторить его своими словами. Это побуждает учащихся внимательно слушать и вдумываться в содержание задачи. При этом выясняют значение новых терминов, непонятных

Рис. 2.

выражений и т. п. Затем в столбец записывают данные задачи в том порядке, как они встречаются в условии. Ниже, «на всякий случай», оставляют несколько строк для табличных данных.

Задача 12. Решение.

Рядом справа пишут «Решение» и делают соответствующий чертеж, даже если он имеется в задачнике. Пользуясь чертежом, анализируют условие задачи, обращая особое внимание на различного рода допущения, которые неизбежны почти в каждой задаче. Одни из допущений оговорены в условии задачи, другие следует делать по ходу ее решения в зависимости от поставленной учителем цели, подготовки учащихся и т. д.

В данном случае в условии задачи говорится, что удар следует считать неупругим. Этим конкретизируется условие задачи и облегчается ее решение. Следует обратить внимание учащихся на то, что, хотя абсолютно неупругих тел нет, практически соударение тел во многих случаях можно считать неупругим.

При прочих равных условиях сила трения на наклонной плоскости меньше, чем на горизонтальной. При большом угле а сила нормального давления значительно меньше веса тела, поэтому сила трения невелика и ею можно в первом приближении пренебречь.

Это допущение значительно упрощает решение задачи.

О других допущениях скажем в процессе решения задачи.

Большинство задач решают аналитико-синтетическим методом (гл. 2,3; стр. 20—24). Но при этом все же нужно приучать учащихся начинать решение «с конца», т. е. с анализа выражений, в которые входит искомая величина. Поясним это подробнее на примере приведенного выше решения задачи 12.

Решение (1-й вариант). Бруски после соударения движутся равнозамедленно, так как на них действует постоянная по величине сила трения. При этом допускаем следующее: время

соударения брусков столь мало, что смещением соударяющихся тел за это время можно пренебречь. (В противном случае необходимо было бы рассматривать более сложное движение, при котором брусок вначале двигался ускоренно.)

Для данного равнозамедленного движения справедлива формула: откуда

Ускорение а найдем по второму закону Ньютона: Для нахождения скорости используем закон сохранения количества движения: откуда где скорость бруска а перед соударением с бруском

Значение найдем по закону сохранения энергии откуда (данная формула может быть записана и сразу, если ученики знают ее).

При этом, однако, мы должны принять, что скорость бруска а перед соударением равна его скорости в нижней точке наклонной плоскости. Это возможно только в том случае, если мы пренебрежем изменением скорости бруска а на небольшом горизонтальном участке его движения между наклонной плоскостью и бруском

В соответствии со вторым законом Ньютона изменение скорости невелико, если время движения и силы трения малы.

Проводя все необходимые расчеты, оформляем запись решения так, как указано на странице 12.

Горизонтальный участок указан на рисунке не случайно. Если бы брусок а падал на брусок под углом а, то решение задачи значительно усложнилось (см. № 369).

Решение (2-й вариант). Так как работа против сил трения совершается за счет кинетической энергии движущихся брусков, откуда

Далее находим аналогично тому, как это делалось в первом варианте решения.

Большинство задач, особенно в старших классах, нужно стараться решать в общем виде, а уже затем производить числовые расчеты. Это экономит время, так как промежуточные числовые вычисления могут оказаться лишними, а также облегчает проверку решения и его анализ.

Для числовых расчетов важнейшее значение имеет выбор единиц. Программа рекомендует пользоваться на одинаковых правах двумя системами единиц СГС и СИ. При изучении отдельных тем, например по теплоте и молекулярной физике, можно пользоваться

также внесистемными единицами. Однако применение нескольких систем единиц крайне нежелательно. Поэтому нужно стремиться к преимущественному решению задач в одной системе — СИ. Решения большинства приведенных в пособии задач даны в системе СИ.

Если величины в условии задачи даны в разных системах единиц, то обычно считается, что сначала их нужно перевести в одну систему — СГС или СИ, а уже затем приступать к решению задачи. Такой прием действительно полезен, особенно при решении первых задач по механике в VIII классе, где вводится понятие о системах единиц. Но в дальнейшем, когда учащиеся усвоят систему единиц, такое требование будет излишним педантизмом. Обоснованный выбор системы единиц легче и уместнее сделать после решения задачи в общем виде. Тогда может оказаться, что величины не нужно выражать в одной системе ввиду, например, их пропорциональности или особенности поставленного в задаче вопроса, когда требуется узнать, во сколько раз одна величина больше другой. Например, в данной задаче в конечную формулу входит отношение масс, поэтому размерность перемещения зависит только от размерности высоты h. Переводить все величины в одну систему здесь не обязательно. Однако, подчеркнем еще раз, так можно делать только в хорошо подготовленных классах и на определенном этапе обучения.

Подставлять числовые значения величин в формулы лучше с их наименованиями. Это обязывает следить за выбором единиц и позволяет провести проверку решения с помощью действий над наименованиями.

В тех случаях, когда перевод данных задачи в одну систему единиц обязателен, поступают следующим образом, В младших классах сначала такой перевод выполняют арифметическим способом, а затем постепенно приучают учащихся пользоваться общим правилом (см. решение задачи № 70).

В старших, IX—X классах, где учащиеся свободно владеют алгебраическими преобразованиями, часто нет необходимости производить до конца вычисления при переводе одних единиц в другие. Величина в новых единицах в виде дроби или произведения подставляется в конечную формулу, где возможны различные сокращения и упрощения.

Следующий этап — выполнение вычислений. На них нередко тратят много времени. Происходит это главным образом из-за известного формализма в математических знаниях учащихся, из-за неумения применять их на практике. Поэтому при решении задач на первый план нужно выдвигать физическую сторону вопроса, а затем искать пути и средства рациональных вычислений. Для этого, в частности, нужно приучать учащихся пользоваться справочными таблицами, логарифмической линейкой и неукоснительно выполнять правила действий с приближенными числами.

Логарифмическая линейка длиной 25 см позволяет с достаточной точностью производить деление, умножение, возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, определение тригонометрических функций или соответствующих им углов. Можно, конечно, обойтись и более короткой линейкой — в 12,5 см.

Применение логарифмических линеек — важнейший резерв времени при решении задач.

С правилами приближенных вычислений учащиеся знакомятся на уроках математики до изучения физики. Однако применяют их главным образом на занятиях по физике, где и приходится по-настоящему формировать соответствующие вычислительные навыки. Дело это оказывается нелегким, так как учащиеся, привыкнув производить вычисления «точно», на первых порах с недоверием и неохотой пользуются этими правилами.

Достаточная для учащихся сводка правил о действиях с приближенными числами имеется в задачнике В. П. Демковича [21]. Более полные сведения учитель найдет в книге В. П. Демковича и Н. Я. Прайсмана [2].

Подставим числовые значения величин с их наименованиями в формулу (стр. 12), не переводя по указанным выше причинам их в одну систему, и выполним последовательно все арифметические действия:

В заключение проводят проверку и анализ решения

Сначала проверяют порядок полученной величины, производя более грубое, чем это положено правилами действий с приближенными числами, округление чисел и комбинируя действия с ними таким образом, чтобы облегчить выполнение математических операций в уме. Такую проверку ответов должен постоянно делать учитель, приучая к этому и учащихся, которые нередко ошибаются в «запятых», не имея навыков приближенных подсчетов. В простейших случаях подсчеты делают устно, а в более сложных, как например в этом, используют краткие вспомогательные записи, так как «держать в уме» большое количество данных нет надобности.

Далее проводят действия над наименованиями. Ответ получают в линейных единицах — сантиметрах, что также является подтверждением правильности решения задачи.

Для проверки и анализа ответа в ряде случаев полезно решить задачу несколькими способами, а также использовать эксперимент.

В данном случае идея опыта ясна из рисунка 2. Бруску придают -образную форму, чтобы скатывающееся с наклонной плоскости тело задерживалось на нем. Для того чтобы удар был неупругим, на брусок можно положить кусок пластилина.

Скатывая брусок а с высоты см, найдем, что он перемещается на меньшее расстояние, чем следует из расчетов.

Различие объясняется неучтенными потерями энергии при трении бруска а о наклонную плоскость и преодолении сопротивления воздуха, а также допущением, что бруски взаимодействуют как неупругие тела.

Далее перед учащимися можно поставить задачу — снизить потери энергии на преодоление трения и тем самым уменьшить разницу теоретических расчетов и опытных данных.

Учащиеся могут предложить заменить трение скольжения трением качения, скатывая с наклонной плоскости шарик. Учителю нужно иметь в виду, что в этом случае кинетическая энергия шарика где энергия вращения

Поэтому скорость поступательного движения шарика оказывается в 1,18 раз меньшей, чем для соскальзывающего без трения тела. Не сообщая учащимся указанных формул, можно пояснить существо вопроса качественно.

Очевидно, в данном случае лучше всего скатывать массивную тележку на маленьких колесиках, энергией вращения которых можно пренебречь.

Помимо рассмотренных выше общих вопросов, в методике решения задач различных типов имеются и некоторые специфические особенности. Они рассмотрены ниже, в главе 2.

1
Оглавление
email@scask.ru