Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3. Методика решения физической задачиМетодика решения задачи зависит от многих условий: от ее содержания, подготовки учащихся, целей, которые поставил учитель и т. д. Тем не менее существует ряд общих для большинства задач положений, которые следует иметь в виду при их решении с учащимися. Эти общие вопросы методики решения физической задачи мы рассмотрим на следующем примере, данные для которого взяты из опыта. 12. По наклонной плоскости с высоты Решение задачи начинают с внимательного чтения и изучения ее условия. В классе после чтения условия полезно попросить одного из учеников повторить его своими словами. Это побуждает учащихся внимательно слушать и вдумываться в содержание задачи. При этом выясняют значение новых терминов, непонятных
Рис. 2. выражений и т. п. Затем в столбец записывают данные задачи в том порядке, как они встречаются в условии. Ниже, «на всякий случай», оставляют несколько строк для табличных данных. Задача 12. Решение.
Рядом справа пишут «Решение» и делают соответствующий чертеж, даже если он имеется в задачнике. Пользуясь чертежом, анализируют условие задачи, обращая особое внимание на различного рода допущения, которые неизбежны почти в каждой задаче. Одни из допущений оговорены в условии задачи, другие следует делать по ходу ее решения в зависимости от поставленной учителем цели, подготовки учащихся и т. д. В данном случае в условии задачи говорится, что удар следует считать неупругим. Этим конкретизируется условие задачи и облегчается ее решение. Следует обратить внимание учащихся на то, что, хотя абсолютно неупругих тел нет, практически соударение тел во многих случаях можно считать неупругим. При прочих равных условиях сила трения на наклонной плоскости меньше, чем на горизонтальной. При большом угле а сила нормального давления значительно меньше веса тела, поэтому сила трения невелика и ею можно в первом приближении пренебречь. Это допущение значительно упрощает решение задачи. О других допущениях скажем в процессе решения задачи. Большинство задач решают аналитико-синтетическим методом (гл. 2,3; стр. 20—24). Но при этом все же нужно приучать учащихся начинать решение «с конца», т. е. с анализа выражений, в которые входит искомая величина. Поясним это подробнее на примере приведенного выше решения задачи 12. Решение (1-й вариант). Бруски после соударения движутся равнозамедленно, так как на них действует постоянная по величине сила трения. При этом допускаем следующее: время соударения брусков столь мало, что смещением соударяющихся тел за это время можно пренебречь. (В противном случае необходимо было бы рассматривать более сложное движение, при котором брусок Для данного равнозамедленного движения справедлива формула: Ускорение а найдем по второму закону Ньютона: Значение При этом, однако, мы должны принять, что скорость бруска а перед соударением равна его скорости в нижней точке наклонной плоскости. Это возможно только в том случае, если мы пренебрежем изменением скорости бруска а на небольшом горизонтальном участке его движения между наклонной плоскостью и бруском В соответствии со вторым законом Ньютона изменение скорости Проводя все необходимые расчеты, оформляем запись решения так, как указано на странице 12. Горизонтальный участок указан на рисунке не случайно. Если бы брусок а падал на брусок Решение (2-й вариант). Так как работа против сил трения совершается за счет кинетической энергии движущихся брусков, Далее находим Большинство задач, особенно в старших классах, нужно стараться решать в общем виде, а уже затем производить числовые расчеты. Это экономит время, так как промежуточные числовые вычисления могут оказаться лишними, а также облегчает проверку решения и его анализ. Для числовых расчетов важнейшее значение имеет выбор единиц. Программа рекомендует пользоваться на одинаковых правах двумя системами единиц СГС и СИ. При изучении отдельных тем, например по теплоте и молекулярной физике, можно пользоваться также внесистемными единицами. Однако применение нескольких систем единиц крайне нежелательно. Поэтому нужно стремиться к преимущественному решению задач в одной системе — СИ. Решения большинства приведенных в пособии задач даны в системе СИ. Если величины в условии задачи даны в разных системах единиц, то обычно считается, что сначала их нужно перевести в одну систему — СГС или СИ, а уже затем приступать к решению задачи. Такой прием действительно полезен, особенно при решении первых задач по механике в VIII классе, где вводится понятие о системах единиц. Но в дальнейшем, когда учащиеся усвоят систему единиц, такое требование будет излишним педантизмом. Обоснованный выбор системы единиц легче и уместнее сделать после решения задачи в общем виде. Тогда может оказаться, что величины не нужно выражать в одной системе ввиду, например, их пропорциональности или особенности поставленного в задаче вопроса, когда требуется узнать, во сколько раз одна величина больше другой. Например, в данной задаче в конечную формулу входит отношение масс, поэтому размерность перемещения зависит только от размерности высоты h. Переводить все величины в одну систему здесь не обязательно. Однако, подчеркнем еще раз, так можно делать только в хорошо подготовленных классах и на определенном этапе обучения. Подставлять числовые значения величин в формулы лучше с их наименованиями. Это обязывает следить за выбором единиц и позволяет провести проверку решения с помощью действий над наименованиями. В тех случаях, когда перевод данных задачи в одну систему единиц обязателен, поступают следующим образом, В младших классах сначала такой перевод выполняют арифметическим способом, а затем постепенно приучают учащихся пользоваться общим правилом (см. решение задачи № 70). В старших, IX—X классах, где учащиеся свободно владеют алгебраическими преобразованиями, часто нет необходимости производить до конца вычисления при переводе одних единиц в другие. Величина в новых единицах в виде дроби или произведения подставляется в конечную формулу, где возможны различные сокращения и упрощения. Следующий этап — выполнение вычислений. На них нередко тратят много времени. Происходит это главным образом из-за известного формализма в математических знаниях учащихся, из-за неумения применять их на практике. Поэтому при решении задач на первый план нужно выдвигать физическую сторону вопроса, а затем искать пути и средства рациональных вычислений. Для этого, в частности, нужно приучать учащихся пользоваться справочными таблицами, логарифмической линейкой и неукоснительно выполнять правила действий с приближенными числами. Логарифмическая линейка длиной 25 см позволяет с достаточной точностью производить деление, умножение, возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, определение тригонометрических функций или соответствующих им углов. Можно, конечно, обойтись и более короткой линейкой — в 12,5 см. Применение логарифмических линеек — важнейший резерв времени при решении задач. С правилами приближенных вычислений учащиеся знакомятся на уроках математики до изучения физики. Однако применяют их главным образом на занятиях по физике, где и приходится по-настоящему формировать соответствующие вычислительные навыки. Дело это оказывается нелегким, так как учащиеся, привыкнув производить вычисления «точно», на первых порах с недоверием и неохотой пользуются этими правилами. Достаточная для учащихся сводка правил о действиях с приближенными числами имеется в задачнике В. П. Демковича [21]. Более полные сведения учитель найдет в книге В. П. Демковича и Н. Я. Прайсмана [2]. Подставим числовые значения величин с их наименованиями в формулу (стр. 12), не переводя по указанным выше причинам их в одну систему, и выполним последовательно все арифметические действия:
В заключение проводят проверку и анализ решения Сначала проверяют порядок полученной величины, производя более грубое, чем это положено правилами действий с приближенными числами, округление чисел и комбинируя действия с ними таким образом, чтобы облегчить выполнение математических операций в уме. Такую проверку ответов должен постоянно делать учитель, приучая к этому и учащихся, которые нередко ошибаются в «запятых», не имея навыков приближенных подсчетов. В простейших случаях подсчеты делают устно, а в более сложных, как например в этом, используют краткие вспомогательные записи, так как «держать в уме» большое количество данных нет надобности.
Далее проводят действия над наименованиями. Ответ получают в линейных единицах — сантиметрах, что также является подтверждением правильности решения задачи. Для проверки и анализа ответа в ряде случаев полезно решить задачу несколькими способами, а также использовать эксперимент. В данном случае идея опыта ясна из рисунка 2. Бруску Скатывая брусок а с высоты Различие объясняется неучтенными потерями энергии при трении бруска а о наклонную плоскость и преодолении сопротивления воздуха, а также допущением, что бруски взаимодействуют как неупругие тела. Далее перед учащимися можно поставить задачу — снизить потери энергии на преодоление трения и тем самым уменьшить разницу теоретических расчетов и опытных данных. Учащиеся могут предложить заменить трение скольжения трением качения, скатывая с наклонной плоскости шарик. Учителю нужно иметь в виду, что в этом случае кинетическая энергия шарика Поэтому скорость поступательного движения шарика оказывается в 1,18 раз меньшей, чем для соскальзывающего без трения тела. Не сообщая учащимся указанных формул, можно пояснить существо вопроса качественно. Очевидно, в данном случае лучше всего скатывать массивную тележку на маленьких колесиках, энергией вращения которых можно пренебречь. Помимо рассмотренных выше общих вопросов, в методике решения задач различных типов имеются и некоторые специфические особенности. Они рассмотрены ниже, в главе 2.
|
1 |
Оглавление
|