Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 9. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВАПри решении задач по данному разделу прежде всего нужно обратить внимание на особенности процесса изменения агрегатных состояний веществ: а) постоянство температуры тел при плавлении и кипении, несмотря на то что телам сообщается определенное количество теплоты; б) получение теплоты при кристаллизации жидкостей и конденсации пара, хотя температура тел при этом не понижается. В этих целях следует больше решать качественных задач, вкоторых требуется объяснить те или иные изменения агрегатных состояний веществ с точки зрения молекулярно-кинетической теории и закона сохранения и превращения энергии. Большую роль играют также графические задачи, так как графики изменения агрегатных состояний вещества наглядно показывают специфику этих процессов. Графики полезны почти в каждой задаче для «прикидки» ожидаемых результатов, предположительного описания рассматриваемого явления, для пояснения полученного ответа и т. д. 1. Плавление и отвердеваниеПри решении задач по данному разделу следует использовать имеющиеся у учащихся знания о молекулярном строении жидких и твердых тел и внутренней энергии. Расчеты количества теплоты, полученной твердым телом при плавлении (или отданной жидкостью при отвердевании), сначала производят для случая, когда тело имеет температуру плавления (отвердевания). Затем производят расчеты количества теплоты, необходимого и для нагревания и для последующего плавления тела, начальная температура которого ниже точки плавления. В IX классе следует рассмотреть более сложные задачи, требующие составления уравнения теплового баланса. Записав в левой части уравнения количество теплоты, котороэ отдается остывающими телами, нужно «прикинуть», какие изменения может вызвать это количество теплоты с нагревающимися телами. Если нагревание не вызовет агрегатных изменений, то уравнение примет вид, подобный тому, который рассмотрен на странице 76. Если же с телами произойдут агрегатные превращения, то уравнение в общем случае примет вид При решении задач об изменении агрегатных состояний веществ полезно от руки вычерчивать графики процесса, происходящего с нагреваемым телом (см. № 212). Нужно обратить внимание учащихся на то, что удельные теплоемкости тел в жидком и твердом состояниях, не одинаковы. В школьной практике нередко на это не обращают внимания и даже в таблицах и задачниках, например для металлов, дают одно значение удельной теплоемкости как для твердого, так и для жидкого состояния. На самом же деле, например, для свинца в твердом состоянии 206. Одинаковые массы льда и воды имеют одну и ту же температуру — Ответ. Так как температура тел одинакова, то кинетическая энергия молекул тоже одинакова. Внутренняя же энергия воды больше, чем льда. Поэтому потенциальная энергия молекул воды больше, чем льда. 207. Воздух, вода и лед на улице имеют температуру Ответ. Оба мальчика ошибаются. Вода может замерзнуть только в том случае, если каждый килограмм ее отдаст окружающим телам 208. Сколько нужно затратить энергии, чтобы расплавить при температуре плавления Задачу решают устно, пользуясь таблицей удельной теплоты плавления, помещенной в учебнике. 209. Почему в неотапливаемых овощехранилищах в целях предохранения овощей от замерзания устанавливают большие кадки с водой? Что отдаст больше тепла: кирпичная печь массой Решение. Печь отдает количество теплоты
Вода отдает теплоту
210. Сколько нужно энергии, чтобы расплавить Решение. Энергия, необходимая для нагревания льда до точки плавления,
Энергия, необходимая для плавления льда,
Общее количество энергий
211. В сосуде был лед при Ответ. Верен график 2. График 1 неверен потому, что наклон линий Ошибочность графика 3 после сказанного очевидна. 212. До какой температуры нагреются Решение. Проверим, какое количество теплоты необходимо для расплавления свинца. Для нагревания
Рис. 30.
Рис. 31. и для расплавления —
Подставив данные в уравнение, получим Если же не учесть агрегатных превращений и записать уравнение в таком виде
|
1 |
Оглавление
|