Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 19. РАВНОВЕСИЕ ТЕЛ (СТАТИКА)В данной теме сначала решают задачи, призванные дать учащимся навыки сложения и разложения сил, затем — задачи на равновесие тел при отсутствии вращения и равновесие тел, могущих вращаться вокруг оси. В том числе решают также задачи о равновесии тел под действием силы тяжести. 1. Сложение и разложение силОпираясь на знания, полученные учащимися в VI классе, сначала решают несколько задач о сложении сил, действующих по одной прямой (гл. 5,4). Затем главное внимание обращают на решение задач о сложении сил, действующих под углом. При этом операцию сложения сил, хотя и важную саму по себе, следует рассматривать все же как средство для выяснения условий, при которых тела могут находиться в равновесии или относительном покое. Этой же цели служит и изучение приемов разложения сил. Согласно первому и второму законам Ньютона для равновесия материальной точки необходимо, чтобы геометрическая сумма всех приложенных к ней сил равнялась нулю: Это уравнение можно также записать в виде В VIII классе в большинстве случаев рассматривают равновесие двух или трех сил, т. е. сил, лежащих в одной плоскости. Общий прием решения задач заключается в том, что указывают все приложенные к телу (материальной точке) силы и затем, производя их сложение или разложение, находят искомые величины. Как показывает практика, большое затруднение у учащихся вызывает прием разложения сил. Поэтому у учащихся нужно создать четкое представление о том, что для однозначного разложения силы на две составляющие необходимо знать или величину равнодействующей и два направления составляющих, или величину равнодействующей, направление и величину одной из составляющих. Типовыми являются задачи о равновесии материальной точки на тросе (см. № 22), кронштейне и наклонной плоскости. Эти задачи ученики должны уметь решать как графически, так и аналитически. 406 (э). Перекиньте через блоки шнур с грузами и подвешивайте на его середину гири (рис. 88). Найдите графически несколько значений равнодействующей сил, действующих на точку подвеса
Рис. 88. гирек. Сравните ее с уравновешивающей силой и установите, как изменяется она в зависимости от угла между составляющими. 407. На привязанный к пристани катер действует сила течения воды Решение. Согласно условию задачи выполняем чертеж, изображенный на рисунке 89, указывая действующие на катер силы В качестве уравновешивающей целесообразнее рассматривать искомую силу
408. Найти силы, действующие на стержень Вес груза Решение 1. На точку С действует вес груза
Рис. 89.
Рис. 90. но равный
Искомые силы равны по величине Решение 2. Разлагаем вес тела Недостаток данного способа решения с физической точки зрения заключается в том, что не обосновывается условие равновесия точки С. Не ясно, почему точка С остается в покое, хотя на нее действует сила Однако отказываться от второго способа совершенно не следует. Его можно использовать, когда учащиеся хорошо усвоят общий метод решения и будут хорошо понимать известную условность построений, подобных данному на рисунке 91. При составлении и решении задач на кронштейн, особенно экспериментальных, нужно также иметь в виду следующее. В кронштейнах все стержни должны быть на шарнирах, а шнуры не должны проскальзывать в местах соединений. Если стержень Модель для демонстрационного эксперимента при решении задач на кронштейн описана К. В. Любимовым [79]. 409. Какую нужно приложить силу тяги Решение 1. Изобразим наклонную плоскость (рис. 92)
Рис. 91.
Рис. 92. и силы, действующие на бочку. По условию дана только одна сила тяжести
Искомая сила давления бочки на доски равна по величине Решение 2. Разложим вектор 410 (э). По условию и решению задачи 409 определите, как изменится с увеличением угла а наклонной плоскости сила тяги
Рис. 93
Рис. 94. Решение.
С увеличением угла Возможный вариант опыта показан на рисунке 93. Динамометр а покажет силу тяги, 411. На аэростат в горизонтальном направлении действует ветер с силой 1000 н. Натяжение троса 2000 н. На какой угол от вертикали отклонился трос и каково его натяжение в безветренную погоду? Решение 1. Выполним чертеж (рис. 94). На точку О аэрос» тата действует сила ветра Решение 2. Будем считать уравновешивающей силу
За уравновешивающую силу можно принять и Угол а наклона плоскости к горизонту, при котором тело начинает равномерно скользить вниз, называют предельным углом. Пользуясь прибором (рис. 95) или доской с транспортиром, определите предельный угол для тел с различной обработкой поверхности, а по углу найдите коэффициент трения.
Рис. 95.
Рис. 96. Решение. Сила трения 413. Полотняная горка (рис. 96) служит для очистки семян льна от примесей. На движущееся вверх полотно сыплются семена льна с примесями, при этом примеси движутся вверх по полотну, а семена льна — вниз. Почему? С каким углом наклона нужно поставить горку, чтобы разделить на ней смесь семян с коэффициентами трения 0,60 и 0,80? [21, № 239]. Решение,
|
1 |
Оглавление
|