Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА 21. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ

Даннзя тема является заключительной по механике в VIII классе. При ее изучении используют, закрепляют и углубляют знания о работе и энергии, полученные в VI классе, а также основные сведения по кинематике и динамике. Центральным вопросом темы является закон сохранения и превращения энергии и его применение к различным процессам и явлениям. В том числе с энергетической точки зрения рассматривают движение жидкостей и газов (закон Бернулли). Многие задачи поэтому являются комбинированными. Это усложняет их решение, но зато дает учителю прекрасное средство обобщения и повторения пройденного, что следует в полной мере использовать в конце учебного года.

1. Работа и мощность

Для повторения и закрепления имеющихся у учащихся знаний сначала, пользуясь формулой решают задачи, подобные тем, которые были рассмотрены в VI классе Затем решают задачи, в которых перемещения не совпадают по направлению с действующей силой. Для этого случая где а — угол между направлением силы и перемещением. В нескольких первых задачах, решаемых с применением данной формулы, полезно использовать разложение силы на две составляющие по направлению движения и перпендикулярно к нему. Это сведет решение задачи к известной учащимся формуле Значение найдется отдельным действием:

Далее обращают внимание учащихся на то, что произведение а есть проекция силы, действующей на тело, на направление перемещения. (Сила может быть и равнодействующей нескольких сил.) Поэтому вместо разложения сил их можно проецировать на направление движения.

С помощью задач углубляют и закрепляют также новые для учащихся понятия о том, что работа А может быть равной 0, хотя не равны нулю, а также отрицательной величиной. Отрицательную работу, например, совершают силы трения. Следует также решить несколько задач, по условию которых сила является переменной величиной. На примере этих задач нужно познакомить учащихся с графическим способом вычисления работы и показать, как переменная сила при некоторых расчетах может быть заменена ее средним значением.

Используя знания о силах, решают задачи о работе силы тяжести, силы упругости и силы трения.

Мощность определяют по формулам В

Рис. 125.

отличие от VI класса задачи усложняют таким образом, что величины и др. обычно задают не в явном виде, а находят из уравнений движения, законов Ньютона и т. д.

467. Человек спускается на парашюте. Какая сила совершает при этом положительную и какая отрицательную работу?

468. Лошадь везет в гору сани. Покажите на чертеже все силы, действующие на сани, и напишите формулы для вычисления работы, которая совершается каждой силой.

469. Вагонетку массой равномерно перемещает рабочий по горизонтальному пути. Какую работу он совершит на пути если коэффициент трения

Решение. так как то

470. Какую работу по условию предыдущей задачи совершает сила трения?

Решение.

471. Какую работу совершает человек, медленно спуская с полки высотой груз и какую работу при этом совершает сила тяжести?

Решение.

472. Человек, идущий по берегу, тянет на веревке против течения лодку. Сила натяжения веревки н. Угол между веревкой и берегом Какую работу совершит человек на пути

Решение. Сделаем чертеж (рис. 125), разложив силу на две составляющие по направлению движения и перпендикулярно к нему. В направлении составляющей тело не перемещается и потому сила работы не совершает. Сила совершает работу

473. Двое рабочих передвигают равномерно по полу ящик весом . При этом один толкает его сзади с силой направленной вниз под углом к полу, а второй тянет с такой же по величине силой за веревку, которая образует с

Рис. 126

полом угол Какую работу совершат рабочие, передвинув ящик на расстояние

Решение. Изобразим на чертеже (рис. 126) действующие на ящик силу тяжести силу реакции опоры силу трения и силы Найдем проекции сил на направление перемещения. Проекции сил равны нулю. Силы, имеющие знак плюс, совершают работу против сил, препятствующих движению, которые имеют противоположное перемещению направление и, следовательно, знак минус.

474. Используя условие и решение предыдущей задачи, определите коэффициент трения ящика о пол.

Решение. Поскольку тело движется равномерно,

где сила, с которой ящик давит на пол. Для нахождения спроецируем на вертикальное направление все силы, которые действуют на ящик. .

475. Начертите график зависимости удлинения пружины х от действующей на нее силы, если жесткость пружины н/см. По графику определите силу и работу А, необходимые для растяжения пружины на 8,5 см.

Решение. Так как зависимость от х прямо пропорциональная, то достаточно взять две точки, например, с координатами см и 10 см (рис. 127). Работа численно равна площади треугольника

476. Пользуясь графиком, изображенным на рисунке 127, и данными задачи 475, проверьте справедливость формулы

477. По данным задачи 378 и ее решения найдите работу силы трения при посадке самолета, считая скорость приземления равной

Решение. Длину пробега самолета найдем из формулы

478 (э). Используя доску, брусок и динамометр, установите, как изменяется k. наклонной плоскости в зависимости от угла ее наклона к горизонту а.

Решение. Собираем установку, подобную изображенной на рисунке 92.

Рис. 127.

В одном из опытов с приборами Главучтехпрома были получены такие данные: 1) увеличивается с возрастанием угла а.

479. Найдите теоретически зависимость от по условиям предыдущей задачи.

Решение. Разложим силу тяжести на составляющие и

Так как с возрастанием угла уменьшается, то к.п.д. увеличивается.

480. Локомотив мощностью ведет поезд массой в гору со скоростью Какой максимальный уклон он может преодолеть, если коэффициент трения

Решен и Сделаем схематичный чертеж (рис. 128). Сила тяги тепловоза при равномерном движении должна уравновешивать силу и силу трения Так как угол а мал, то можно принять Следовательно,

Значение найдем из формулы

481. Какую среднюю мощность разовьют при взлете двигатели если он оторвется от земли при скорости Масса самолета средний коэффициент трения длина разбега при взлете Решение.

Двигатели совершают работу по преодолению сил трения и создают силу вызывающую ускорение самолета.

Рис. 128.

1
Оглавление
email@scask.ru