Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. ЛинзыВ средней школе по данной теме решают задачи только о тонких сферических линзах, толщина которых мала по сравнению с радиусами их сферических поверхностей. В первых задачах, используя сведения о преломлении лучей трехгранной призмой, нужно рассмотреть принцип действия линз, обратив особое внимание на преломление лучей на обеих
Рис. 286. сферических поверхностях. Без этого соответствующие правила построения хода лучей могут быть усвоены учащимися формально. В первых задачах следует также обратить внимание на закрепление следующих понятий (рис. 286). Главная оптическая ось Фокус В средней школе рассматривают главным образом линзы, ограниченные сферическими поверхностями равной кривизны, находящиеся в воздухе. Для этого случая формула имеет вид Главное внимание при решении задач уделяют построению изображений, даваемых линзой, и расчетам по формуле тонкой линзы
Для собирательной линзы Формула тонкой линзы приближенная. Как и для зеркала, она позволяет тем точнее рассчитать ход лучей, чем уже световые пучки и чем меньший угол они составляют с оптической осью. При утолщении линзы, расширении световых пучков и увеличении их угла с оптической осью начинают появляться погрешности изображения, или, как их называют, аберрации: сферическая, хроматическая и др. В ознакомительном плане о них можно сказать учащимся, тем более, что они нередко сами задают вопросы или высказывают предположения о том, почему, например, на экране при употреблении проекционного фонаря получается радужная каемка или изображение становится нечетким. При выполнении построений и решении расчетных задач в средней школе указанные ограничения в применении формулы тонкой линзы и возможные погрешности обычно не учитывают, но о них все же нужно помнить и знать. При выполнении построений в целях наглядности предметы («стрелки») рисуют значительных размеров, в том числе и больших самой линзы (см. № 891). В заключение по данной теме решают задачи о линейном и угловом увеличении. Как и для сферических зеркал, линейное увеличение определяют по формуле Желательно также решить две-три задачи о системах линз и зеркал. Новым для учащихся здесь явится только одно хорошо запоминающееся правило. Оптическая сила
887(э). Как отличить собирательную линзу от рассеивающей, не определяя их толщину в разных местах на ощупь? Ответ проверьте на опыте. Решение, а) Собирательная линза дает на экране действительное изображение, например, солнца или лампочки. От рассеивающей линзы на экране можно получить круглую тень, окаймленную светлым кольцом. б) Через собирательную линзу можно увидеть прямое увеличенное изображение предметов, например букв в книге (лупа), а через рассеивающую — уменьшенное изображение. 888(з). Дана плоско-выпуклая линза от конденсора проекционного фонаря. Найдите построением ее фокусное расстояние, приняв коэффициент преломления стекла
Рис. 287, Решение. Для того чтобы начертить линзу, нужно знать радиус сферической поверхности. Для этого измеряем диаметр отверстия линзы
Изображаем линзу в натуральную величину или в масштабе Не испытывая преломления на первой поверхности Для определения хода луча после преломления в точке Полезно обратить внимание учащихся на то, что в плоско-выпуклой (а также и в плоско-вогнутой) линзе оптический центр находится в точке пересечения сферической поверхности с главной оптической осью, так как параллельный оптической оси пучок лучей преломляется только сферической поверхностью. Проверка 1.
Рис. 288. Проверка 2 (э). Получаем на экране с помощью линзы изображение удаленной на несколько метров лампочки. Опыт дает значение Все три ответа согласуются между собой. Отличие первого ответа от остальных объясняется главным образом неточностью построений, которые обусловлены прежде всего большими погрешностями при измерении углов с помощью транспортира. Ошибку вносит также и незнание точного значения показателя преломления стекла. Анализируя условие задачи, следует сказать учащимся, что совпадение результата, полученного по формуле тонкой линзы, с результатами, полученными другими способами, объясняется тем, что рассматривался луч, близкий к оптической оси, а поэтому можно было считать, что изображение создавалось тонкой линзой Желательно построить также ход луча, далеко отстоящего от оси. Он пересечется с осью в другой точке Отдельным учащимся можно дать задание изготовить из картона экран с отверстием (диафрагмой), диаметр которого равен примерно Используя экран с отверстием, получим более четкое, чем без него, изображение нити лампочки на расстоянии Явление можно продемонстрировать всему классу, получив увеличенное изображение нити лампочки на стене или потолке. Результаты опыта можно затем использовать при изучении фотоаппарата. 889. Всегда ли выпуклая линза является собирательной? Ответ. Используя решение задачи о воздушной призме, помещенной в воду (№ 882), заключают, что, если выпуклая линза находится в среде оптически более плотной, чем материал самой линзы, то она является рассеивающей. Этот вывод полезно пояснить чертежом, рассмотрев качественно преломление луча на каждой сферической поверхности и экспериментально с помощью выпуклой линзы, склеенной из двух часовых стекол и помещенной в воду. 890. Постройте изображение точки Решение. Изображаем линзу, проводим оптическую ось и указываем положение фокусов (рис. 289). Проводим из точки
Рис. 289, Этим приемом мы будем пользоваться при построениях и в дальнейшем: преломление луча будем показывать только один раз, на средней линии линзы, а не на каждой ее поверхности. Через задний фокус 891. Постройте изображение предмета, находящегося за двойным фокусным расстоянием, если его размеры больше отверстия линзы. Решение. Изобразим предмет в виде стрелки, один конец которой находится на оптической оси (рис. 290). Это облегчит построение, поскольку изображение точки В, как показано в задаче 890, лежит на оси. (Этим приемом мы будем пользоваться и в дальнейшем). Если вместо маленькой линзы поставить большую по размерам, но с таким же фокусным расстоянием, то положение изображения не изменится. Рисовать большую линзу нет надобности. Достаточно увеличить размеры средней плоскости
Рис. 396. изображением точки А. Опустив на ось перпендикуляр, найдем положение точки В нескольких первых задачах полезно провести и третий луч. Луч, прошедший через передний фокус после преломления, идет параллельно оси и также попадает в точку А. Следует подчеркнуть, что и любой другой луч, падающий на линзу из точки А, попадет в точку Практическим примером рассмотренного случая получения изображения является фотоаппарат. 892(э). С помощью линзы на стене получили увеличенное изображение пламени свечи. Пропадет ли часть изображения, если закрыть нижнюю половину линзы? Ответ проверьте на опыте. Ответ. Никакая часть изображения не исчезнет, оно станет только менее ярким. Опыт должен еще раз подтвердить, что все лучи, падающие на линзу от какой-либо точки, пересекаются в одной точке изображения, которую можно получить, пользуясь любым участком линзы. 893. Составьте и решите с помощью построений и расчетов задачи на формулу собирательной линзы. Решение проверьте с помощью опытов, если у вас имеются, например, очковые стекла, лупа и т. п. Эту задачу можно дать на дом. При проверке ее в классе нужно отобрать и проанализировать примеры,
Если позволяет время, обобщая эти случаи, можно также решить задачу, подобную 868, рассмотрев, как изменяется величина При выполнении построений, методика которых ясна из рисунков 289—290, полезно прибегать к аналогиям с построением изображений в вогнутом зеркале. 894. Какая из двух линз с оптической силой Решение. Линейное увеличение
Из формулы видно, что, чем меньше фокусное расстояние линзы Результаты легко проверить, получив на экране одновременно изображения волоска лампочки с помощью двух линз различной оптической силы. 895. Поместив на расстоянии 20 см от линзы свечу, получили на экране ее изображение. Увеличение Решение. Если приложить положительную (собирательную) линзу, то оптическая сила системы линз станет больше и увеличение возрастет. Если же приложить отрицательную (рассеивающую) линзу, то увеличение уменьшится. Для количественных расчетов найдем оптическую силу данной линзы, используя уравнения:
Найдем расстояние до экрана. 896. Какое изображение и где даст очковое стекло с оптической силой Решение. 1. Найдем расстояние Предпочтительнее все же пользоваться первой, общей для всех тонких линз записью данной формулы, Увеличение
Рис. 291. меньше предмета в 2,5 раза. Знак минус показывает, что изображение мнимое. Решение. 2. Определим для построения изображения значение Взаимное положение линзы, предмета и фокуса показано на рисунке 291. Построение изображения точек выполняем по общему правилу с помощью двух лучей, ход которых известен. Луч, параллельный оптической оси, преломившись в линзе, пойдет так, что его продолжение пересечется с осью в фокусе
|
1 |
Оглавление
|