Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 14. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯВ VII классе электромагнитные явления изучают качественно, и поэтому учащиеся решают только качественные задачи. Большой удельный вес среди них должны составлять экспериментальные задачи. Существует очень много различных правил для определения полюсов электромагнитов, направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, для определения направления индукционного тока. Условимся при решении задач применять следующие правила: а) для определения направления силовых линий магнитного поля прямого тока, кругового тока, а также катушки с током — правило буравчика; б) для определения направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле — правило левой руки; в) для определения направления индукционного тока — правило правой руки. Заметим, что знание последнего правила по программе не является обязательным. Большую роль при решении задач по электромагнетизму играют схемы и рисунки. Их нужно делать особенно тщательно. В целях политехнического обучения следует решить ряд задач об устройстве и действии приборов, в которых используют электромагниты (звонок, громкоговоритель, электромагнитное реле, машины для очистки зерна от сорняков с помощью электромагнитов и др.). 1. Магнитное поле тока. Электромагниты291 (э). Каким полюсом будет обращена к нам магнитная стрелка (рис. 50) при направлении тока от А к Ответ. Южным. Стрелка расположится вдоль силовых линий, для определения направления которых используем правило буравчика: буравчик ввертываем по направлению тока в проводнике (от А к В), направление вращения ручки буравчика совпадет с направлением силовых линий вокруг проводника с током. 292. Каково направление тока в проводнике (рис. 51)? Ответ. По правилу буравчика определяем: ток в проводнике направлен от нас за чертеж. 293. Определите направление силовых линий, показанных на рисунке 52. Ответ. Силовые линии магнитного поля направлены против часовой стрелки. 294. Каково направление тока в катушке (рис. 53)? Решение. Рассмотрим крайний виток справа. Концентрические
Рис. 50.
Рис. 51.
Рис. 52.
Рис. 53. силовые линии вокруг него имеют такое направление, что, судя по ним, можно заключить, что ток направляем от точки А к точке В. Для определения полюсов электромагнитов можно применить и второе правило буравчика.(Если ручку буравчика вращать по направлению тока в витках катушки, то направление ввертывания буравчика совпадет с направлением силовых линий внутри катушки.) Решение задачи таким путем проще. Применение электромагнитов можно проиллюстрировать, например, на такой задаче. 295. На рисунке 54 дана упрощенная схема машины для очистки зерна от сорняков. Объясните действие машины. Дополнительно к схеме сообщаем следующее. Порошок железа не пристает к гладким семенам очищаемого от сорняков зерна, но хорошо пристает к шероховатым семенам сорняков [23, № 1455]. Ответ. Ученик должен объяснить, что семена сорняков, к которым пристал металлический порошок, притягиваются вращающимся электромагнитом и, отклоняясь, попадают в левый ящик. Чистое зерно собирается в правом ящике. Действие электромагнитного реле может быть проиллюстрировано на одном из многочисленных примеров различных автоматических устройств, 296. На рисунке 55 изображена схема автоматического электромагнитного предохранителя. На рисунке 55, а показан
Рис. 54.
Рис. 55. предохранитель в тот момент, когда через него проходит ток допустимой силы. Рисунок 55, б показывает положение всех деталей предохранителя после того, как по нему прошел ток больше допустимого. Объясните действие автоматического предохранителя. На схеме следующие обозначения: ЭМ - электромагнит, Я — якорь, П - пружины, Р - рычаг [34, № 1492]. Ответ. Ученик должен объяснить, что при токе, сила которого больше допустимой, электромагнит притянет якорь. Якорь освободит рычаг, который поднимется вверх под действием пружины. Цепь разомкнётся. Чтобы предохранитель опять пришел в рабочее состояние, надо вернуть рычаг в прежнее положение. После этого рассматривают задачу непосредственно об электромагнитного реле.
Рис. 56. 297. Электромагнитное реле служит для включения цепи сильного тока («рабочей» цепи) при помощи очень слабого «управляющего» тока. К каким зажимам реле (рис. 56) вы присоединили бы рабочую цепь и к каким источник управляющего тока? [23, № 1439]. Ответ.
|
1 |
Оглавление
|