Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА 14. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

В VII классе электромагнитные явления изучают качественно, и поэтому учащиеся решают только качественные задачи. Большой удельный вес среди них должны составлять экспериментальные задачи.

Существует очень много различных правил для определения полюсов электромагнитов, направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, для определения направления индукционного тока. Условимся при решении задач применять следующие правила:

а) для определения направления силовых линий магнитного

поля прямого тока, кругового тока, а также катушки с током — правило буравчика;

б) для определения направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле — правило левой руки;

в) для определения направления индукционного тока — правило правой руки.

Заметим, что знание последнего правила по программе не является обязательным.

Большую роль при решении задач по электромагнетизму играют схемы и рисунки. Их нужно делать особенно тщательно.

В целях политехнического обучения следует решить ряд задач об устройстве и действии приборов, в которых используют электромагниты (звонок, громкоговоритель, электромагнитное реле, машины для очистки зерна от сорняков с помощью электромагнитов и др.).

1. Магнитное поле тока. Электромагниты

291 (э). Каким полюсом будет обращена к нам магнитная стрелка (рис. 50) при направлении тока от А к Ответ проверьте на опыте.

Ответ. Южным. Стрелка расположится вдоль силовых линий, для определения направления которых используем правило буравчика: буравчик ввертываем по направлению тока в проводнике (от А к В), направление вращения ручки буравчика совпадет с направлением силовых линий вокруг проводника с током.

292. Каково направление тока в проводнике (рис. 51)?

Ответ. По правилу буравчика определяем: ток в проводнике направлен от нас за чертеж.

293. Определите направление силовых линий, показанных на рисунке 52.

Ответ. Силовые линии магнитного поля направлены против часовой стрелки.

294. Каково направление тока в катушке (рис. 53)?

Решение. Рассмотрим крайний виток справа. Концентрические

Рис. 50.

Рис. 51.

Рис. 52.

Рис. 53.

силовые линии вокруг него имеют такое направление, что, судя по ним, можно заключить, что ток направляем от точки А к точке В.

Для определения полюсов электромагнитов можно применить и второе правило буравчика.(Если ручку буравчика вращать по направлению тока в витках катушки, то направление ввертывания буравчика совпадет с направлением силовых линий внутри катушки.) Решение задачи таким путем проще.

Применение электромагнитов можно проиллюстрировать, например, на такой задаче.

295. На рисунке 54 дана упрощенная схема машины для очистки зерна от сорняков. Объясните действие машины.

Дополнительно к схеме сообщаем следующее. Порошок железа не пристает к гладким семенам очищаемого от сорняков зерна, но хорошо пристает к шероховатым семенам сорняков [23, № 1455].

Ответ. Ученик должен объяснить, что семена сорняков, к которым пристал металлический порошок, притягиваются вращающимся электромагнитом и, отклоняясь, попадают в левый ящик. Чистое зерно собирается в правом ящике.

Действие электромагнитного реле может быть проиллюстрировано на одном из многочисленных примеров различных автоматических устройств,

296. На рисунке 55 изображена схема автоматического электромагнитного предохранителя. На рисунке 55, а показан

Рис. 54.

Рис. 55.

предохранитель в тот момент, когда через него проходит ток допустимой силы. Рисунок 55, б показывает положение всех деталей предохранителя после того, как по нему прошел ток больше допустимого. Объясните действие автоматического предохранителя.

На схеме следующие обозначения: ЭМ - электромагнит, Я — якорь, П - пружины, Р - рычаг [34, № 1492].

Ответ. Ученик должен объяснить, что при токе, сила которого больше допустимой, электромагнит притянет якорь. Якорь освободит рычаг, который поднимется вверх под действием пружины. Цепь разомкнётся. Чтобы предохранитель опять пришел в рабочее состояние, надо вернуть рычаг в прежнее положение.

После этого рассматривают задачу непосредственно об электромагнитного реле.

Рис. 56.

297. Электромагнитное реле служит для включения цепи сильного тока («рабочей» цепи) при помощи очень слабого «управляющего» тока. К каким зажимам реле (рис. 56) вы присоединили бы рабочую цепь и к каким источник управляющего тока? [23, № 1439].

Ответ. клеммы рабочей цепи, а В и С — клеммы управляющего тока.

1
Оглавление
email@scask.ru