Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

10 КЛАСС

ГЛАВА 30. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Колебательные и волновые процессы изучают в одном разделе. Этим подчеркивается огромная роль учения о колебаниях в современной науке и технике и то общее, что присуще этим движениям независимо от их природы.

Вначале изучают механические колебания, на примере которых вводят основные понятия и рассматривают важнейшие закономерности колебательных движений. При этом подробно рассматривают только наиболее простые, гармонические колебания, которые, однако, имеют очень большое значение, поскольку согласно теореме Фурье всякое периодическое колебание может быть представлено в виде суммы гармонических колебаний. В процессе решения задач учащиеся должны научиться пользоваться соответствующими формулами, осознать те специфические отличия, которые имеет колебательное движение по сравнению с равномерным и равномерно переменным. В этих целях сначала решают задачи по кинематике колебательного движения материальной точки. Как частный, но важный случай этого движения рассматривают движение математического маятника.

Вопросы динамики колебательного движения и превращения энергии углубляют с помощью задач об упругих колебаниях и задач о «тяжелом» маятнике. После этого решают задачи о сложении колебаний.

Распространение колебаний в упругой среде рассматривают главным образом на примере звуковых волн, в том числе полезно решить ряд задач об ультразвуке.

1. Гармонические колебания

При решении задач по этой теме нужно учитывать знания учащихся по математике. По новой программе будут изучаться производные тригонометрических функций и их свойства. Учащиеся должны хорошо запомнить прежде всего зависимость смещения

точки от времени

Поскольку скорость колебательного движения и ускорение а являются, соответственно первой и второй производными этой функции:

Для того чтобы избежать формально математического решения задач, нужно широко использовать эксперимент и графики.

Полезно также с помощью задач показать, как можно получить указанные зависимости без дифференцирования, используя законы кинематики и динамики (12, гл. V).

В тех случаях, когда начальная фаза не является предметом изучения и не влияет на конечный результат, для простоты записей и экономии времени ее лучше полагать в условии задачи равной нулю. Однако учащиеся должны во всех случаях сначала записывать формулу в общем виде, а уже затем, в зависимости от конкретных данных упрощать ее.

Как показывает опыт, учащиеся не легко усваивают понятие о круговой частоте На это надо обратить внимание, подчеркивая, что под знаком тригонометрической функции стоит всегда величина угла Если под знаком тригонометрической функции и принимают равным 180°, то значение угла получают в градусах. Если же принять, что то угол получится в радианах. Для закрепления этих сведений полезно проверить решение ряда задач с помощью действий над размерностями величин, входящих в формулы гармонических колебаний. Смещение скорость и ускорение а могут иметь одно и то же значение при различных углах или времени так как они выражаются циклическими функциями. При решении задач, если в том нет специальной необходимости, за величину угла можно принимать его наименьшее значение.

741. При колебательном движении пружинного маятника в соответствий с законом Гука на него действует сила Принимая во внимание эту формулу, ответьте на следующие вопросы:

а) В чем отличие движения маятника от равномерного движения?

б) В чем отличие его от движения равномерно переменного? в) В каком положении маятник имеет наибольшие и в каком наименьшие значения ускорения а и скорости

Ответ, а) В отличие от равномерного движения скорость тела меняется. Это следует из того, что на тело действует неуравновешенная сила; следовательно, тело движется с ускорением.

б) В отличие от равномерно переменного движения ускорение колеблющегося тела не постоянно. Это следует из формулы Ускорение а изменяется, так как изменяется сила Наибольшее по величине ускорение тело имеет в крайних (правом и левом) положениях при максимальном смещении а наименьшее, равное нулю, — при в положении равновесия. В крайнем положении скорость тела Затем скорость возрастает, поскольку есть ускорение, достигая максимального значения в положении равновесия.

742. Можно ли сказать, что смещение х пропорционально времени или

Ответ. Нельзя. Зависимость применима только для равномерного, а для равномерно переменного движения.

743. Напишите уравнение гармонического колебания, амплитуда которого см, период колебания Ответ. В общем случае — Для данных условий

744. По данным предыдущей задачи постройте график гармонического колебания и определите по графику скорость точки в положений равновесия, через 0,075 и 0,125 сек после прохождения положения равновесия.

Рис. 233.

Указание. Масштаб выбрать для времени 1 см для смещения . График построить по семи точкам для промежутка времени .

Решение. Составим таблицу и построим график (рис. 233).

(см. скан)

Скорость тела, соответствующая точке А графика, численно равна тангенсу угла наклона касательной в точке А к оси времени. Касательную в точке А синусоиды можно провести на глаз, но лучше найти некоторое среднее значение скорости для небольшого интервала времени

Для точки О

Для точки

745. Проверьте решение предыдущей задачи по формуле скорости гармонического колебательного движения.

Решение,

Как видим, расчеты хорошо согласуются с данными графического решения. При этом следует сказать учащимся, что если взять на графике точки более близкие к точке А, то точность определения повысится.

Не злоупотребляя подобными графическими задачами ввиду их трудоемкости, все же следует настоятельно рекомендовать их решение, без чего ученики «не прочувствуют» особенности гармонических колебаний и останутся беспомощными в построении графиков.

Одну задачу такого типа необходимо обстоятельно разобрать в классе и одну-две задать на дом, требуя самых тщательных построений в достаточно крупном масштабе.

746. Постройте от руки график гармонического колебания и, пользуясь им, покажите, как изменяется при движении ускорение.

Решение. Ускорение численно равно тангенсу

Рис. 234.

угла наклона касательной к кривой графика скорости в заданной точке (рис. 234). Так как график скорости представляет собой косинусоиду, он сдвинут по сравнению с графиком перемещений на четверть периода. Когда скорость точки наибольшая, ускорение равно О (касательная параллельна оси времени), и, наоборот, при скорости, равной нулю, ускорение колеблющейся точки максимально. 747. Колебания материальной точки совершаются по закону см. Найти амплитуду, период, начальную фазу, максимальную скорость и максимальное ускорение колеблющейся точки.

Решение. Приведем уравнение к виду см и сравним его с данным в задаче уравнением

Знак минус означает, что график данной синусоиды симметричен относительно оси времени синусоиде

Но колебания (1) опережают по фазе колебания (2) на . Следовательно, можно записать см.

Амплитуда сек;

На этом конкретном примере поясняют, что движение, происходящее по закону отличается от гармонического колебательного движения, описываемого уравнением только тем, что опережает его по фазе на

1
Оглавление
email@scask.ru