Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 33. ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТАПо данной теме решают два основных типа задач: по определению скорости света, расстояния и времени распространения световых волн и по интерференции и дифракции света. Эти задачи во многом аналогичны соответствующим задачам о звуковых волнах (гл. 30, 5 и 6), которые поэтому полезно повторить или решить в несколько иных вариантах. В ознакомительном плане следует также решить несколько качественных и экспериментальных задач о поляризации света. 1. Скорость светаЗадачи по данной теме должны помочь формированию понятия о скорости света, как огромной, но вместе с тем конечной скорости распространения световых волн, зависящей от свойств среды, познакомить с методами ее определения. Поскольку об определении скорости света по методу Майкельсона обычно рассказывает сам учитель физики, а о методе Рёмера — учитель астрономии, то при решении задач лучше рассмотреть другие методы, например метод Физо (опыт с зубчатым диском) и метод Фуко (применение вращающегося зеркала). Последний опыт особенно интересен тем, что позволил непосредственно определить скорость света в различных средах. Соответствующие расчеты выполняют с применением формул
Рис. 251. света в вакууме, При расчетах скорость света в вакууме будем принимать равной 827. На рисунке 251 показана схема опыта, с помощью которого Галилей пытался измерить скорость света. Открывая заслонку фонаря, он старался определить, через сколько времени к нему вернется свет, отразившись от зеркала. Покажите расчетами, приняв Решение. Свет проходит путь, равный 828. Допустим, что в предыдущем опыте используют фотоаппарат с лампой-вспышкой, имеющий выдержку 1/500 сек. На каком минимальном расстоянии Решение. Свет не попадет на фотопленку, если он вернется через
Из-за большого расстояния 829. Какой выдержкой должен был бы обладать фотоаппарат, чтобы описанный в задаче 828 опыт удался на расстоянии Ответ.
Рис. 252. 830. В 1849 г. французский физик Физо поставил следующий опыт. Свет от источника а (рис. 252) падал на зеркало Решение, 831. В 1862 г. французский физик Фуко поставил следующий опыт. Свет от источника
Рис. 253. Решение,
Задачу целесообразно решить при повторении после изучения геометрической оптики. 832. Сколько времени идет свет от Солнца до Земли? Ответ. 8 мин 16 сек. 833. Так как свет от Солнца до Земли идет 8 мин 16 сек, ученик пришел к выводу, что, когда мы видим Солнце в зените, его уже фактически там нет. Верно ли это заключение? Ответ. Неверно. В тот момент, когда Солнце находится в зените, мы видим свет, посланный им за 8 мин 16 сек до этого. Солнце находится на небе там, где мы его видим, но оно представляется таким, каким было 8 мин 16 сек тому назад. Если в момент восхода Солнца на нем произошли какие-либо явления, например началось образование нового солнечного пятна, то мы узнаем об этом через 8 мин 16 сек, когда Солнце уже поднимется над горизонтом. В связи с решением этой задачи можно сообщить учащимся, что большинство звезд мы видим такими, какие они в действительности были сотни и миллионы лет тому назад.
|
1 |
Оглавление
|