Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА 33. ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА

По данной теме решают два основных типа задач: по определению скорости света, расстояния и времени распространения световых волн и по интерференции и дифракции света.

Эти задачи во многом аналогичны соответствующим задачам о звуковых волнах (гл. 30, 5 и 6), которые поэтому полезно повторить или решить в несколько иных вариантах.

В ознакомительном плане следует также решить несколько качественных и экспериментальных задач о поляризации света.

1. Скорость света

Задачи по данной теме должны помочь формированию понятия о скорости света, как огромной, но вместе с тем конечной скорости распространения световых волн, зависящей от свойств среды, познакомить с методами ее определения.

Поскольку об определении скорости света по методу Майкельсона обычно рассказывает сам учитель физики, а о методе Рёмера — учитель астрономии, то при решении задач лучше рассмотреть другие методы, например метод Физо (опыт с зубчатым диском) и метод Фуко (применение вращающегося зеркала). Последний опыт особенно интересен тем, что позволил непосредственно определить скорость света в различных средах. Соответствующие расчеты выполняют с применением формул где с — скорость

Рис. 251.

света в вакууме, расстояние, пройденное светом за время скорость света в среде, где световые волны распространяются в раз медленнее, чем в вакууме.

При расчетах скорость света в вакууме будем принимать равной

827. На рисунке 251 показана схема опыта, с помощью которого Галилей пытался измерить скорость света. Открывая заслонку фонаря, он старался определить, через сколько времени к нему вернется свет, отразившись от зеркала. Покажите расчетами, приняв в чем главная техническая трудность такого эксперимента.

Решение. Свет проходит путь, равный за время сек. Обнаружить столь малый промежуток времени при таком опыте невозможно.

828. Допустим, что в предыдущем опыте используют фотоаппарат с лампой-вспышкой, имеющий выдержку 1/500 сек. На каком минимальном расстоянии должно было бы находиться зеркало, чтобы отраженный им свет не смог попасть на фотопленку? Принять условие: лампа посылает свет в тот же момент, как открывается затвор фотоаппарата.

Решение. Свет не попадет на фотопленку, если он вернется через

Из-за большого расстояния постановка опыта в таком виде невозможна.

829. Какой выдержкой должен был бы обладать фотоаппарат, чтобы описанный в задаче 828 опыт удался на расстоянии

Ответ. сек.

Рис. 252.

830. В 1849 г. французский физик Физо поставил следующий опыт. Свет от источника а (рис. 252) падал на зеркало расположенное на расстоянии отражаясь, попадал в глаз наблюдателя. Быстро вращающийся зубчатый диск, пропуская порцию света, за время в течение которого свет шел до зеркала и обратно, мог повернуться так, что загораживал своим ближайшим зубцом путь отраженному свету, и наблюдатель не видел его. Какое значение скорости света бычо получено в этом опыте, если диск, имеющий зубцов, вращался со скоростью об/сек?

Решение, За время диск поворачивался на один зубец, т. е. на полного оборота (допускается, что ширина зубцов и промежутки между ними одинаковы). Время одного оборота Следовательно,

831. В 1862 г. французский физик Фуко поставил следующий опыт. Свет от источника (рис. 253) отражался вращающимся зеркалом А к неподвижному сферическому зеркалу В, центр которого совпадал с зеркалом А. На пути света ставили трубу с водой. За время в течение которого свет проходил в воде двойное расстояние зеркало поворачивалось на угол а и отраженным свет давал блик в точке Скорость вращения зеркала Рассчитайте по этим данным скорость света с в воде.

Рис. 253.

Решение,

Задачу целесообразно решить при повторении после изучения геометрической оптики.

832. Сколько времени идет свет от Солнца до Земли?

Ответ. 8 мин 16 сек.

833. Так как свет от Солнца до Земли идет 8 мин 16 сек, ученик пришел к выводу, что, когда мы видим Солнце в зените, его уже фактически там нет. Верно ли это заключение?

Ответ. Неверно. В тот момент, когда Солнце находится в зените, мы видим свет, посланный им за 8 мин 16 сек до этого. Солнце находится на небе там, где мы его видим, но оно представляется таким, каким было 8 мин 16 сек тому назад. Если в момент восхода Солнца на нем произошли какие-либо явления, например началось образование нового солнечного пятна, то мы узнаем об этом через 8 мин 16 сек, когда Солнце уже поднимется над горизонтом.

В связи с решением этой задачи можно сообщить учащимся, что большинство звезд мы видим такими, какие они в действительности были сотни и миллионы лет тому назад.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru