Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. Механическая энергияВначале решают задачи о потенциальной энергии тел, учитывая сведения, полученные учащимися в VI классе (гл. 7, 6), а затем — задачи об энергии кинетической. Эти задачи требуют к себе большего внимания, поскольку формулу После этого главное внимание уделяют задачам на закон сохранения энергии в механических процессах, в том числе при работе простых механизмов. Комбинированные задачи с использованием закона сохранения энергии представляют собой прекрасное средство повторения многих разделов кинематики и динамики. Для уяснения физической сущности закона сохранения энергии в механических процессах сначала на примере энергии падающего тела решают задачи для идеальных условий, без учета сил сопротивления, пользуясь формулой При решении задач о потенциальной энергии нужно обратить внимание на то, что величину потенциальной энергии определяют относительно уровня, условно принимаемого за нулевой. Обычно это уровень поверхности Земли. Учащиеся должны также помнить, что формула Кинетическая энергия, определяемая по формуле 482. На сколько увеличится потенциальная энергия вашего тела, когда вы подниметесь с первого этажа на второй? 483. Сравните, в каких случаях тела обладают большей потенциальной энергией: а) молот на наковальне и на высоте Ответ, а) Поднятый молот в соответствии с формулой 484. В классе решали задачу: «Два груза массой по Один ученик решил задачу следующим образом.
Правильно ли это решение? Ответ. В решении допущена ошибка: 485. Какую нужно совершить работу, чтобы поднять из воды глыбу льда в форме куба объемом Решение 1. Работа равна увеличению потенциальной энергии поднятого льда по сравнению с потенциальной энергией льда в воде. Определим объем льда, находящегося над водой. Архимедова сила уравновешивает силу тяжести
Над водой находится Строго говоря, для того, чтобы пользоваться при расчетах средней силой 486. Сравните кинетическую энергию пули массой Решение.
В данном случае летящая пуля имеет большую кинетическую энергию, чем бегущий человек. 487. Стрелок бомбардировщика стреляет из пушки в летящий навстречу истребитель. Какова кинетическая энергия снаряда массой Решение. Скорость снаряда относительно Земли
Примем за тело отсчета истребитель. Как говорилось в главе 15,2, для нахождения относительной скорости тела в новой системе координат То есть величина кинетической энергии зависит от того, в какой системе отсчета измеряется скорость тела. 488. Мяч массой Решение. На высоте Проверка.
В нижней точке вся энергия мяча будет кинетической: 489. С какой минимальной высоты должен скользить без трения брусок, чтобы описать «мертвую петлю» (рис. 129), не оказывая на нее давления в верхней точке? Рассчитайте силу давления бруска на петлю в точках
Рис. 129. Решение. Применим второй закон Ньютона к положению тела в точке По закону сохранения энергии для положения тела в точке
Следовательно, Тело, двигаясь по петле от точки В к
откуда Если бы не было участка 490. Цирковой артист массой Решение. Поскольку в задаче не учитываются потери энергии, можно считать, что потенциальная энергия поднятого тела превратилась в потенциальную энергию упруго деформированной сетки.
Примем
При На примере этой задачи видно значение «мягких» амортизаторов для уменьшения силы удара, что полезно пояснить также формулой 491. По условию задачи № 488 найдите работу по преодолению сопротивления воздуха, если скорость мяча в конце падения была Решение. Вся энергия мяча в нижней точке кинетическая.
492. При испытаниях обнаружили, что тормозной путь «Москвича» массой Решение. Работа против сил сопротивления совершается за счет кинетическоп энергии, поэтому
Аналогично находим На примере этой задачи следует пояснить, что сопротивление (трение) зависит от скорости движения тел. В газах и жидкостях сопротивление возрастает с увеличением скорости (№ 513). В дан ном случае сила сопротивления зависела не только от трения шин о дорогу, но и от сопротивления воздуха. 493. Трубка с каплей эфира подвешена на легком стержне длиной
Рис. 130. Решение. Трубка и пробка будут двигаться в противоположные стороны (реактивное движение). По закону сохранения количества движения, пренебрегая массой эфира и стержня, можно записать
так как Знак минус показывает, что тела движутся в противоположных направлениях. В данном уравнении две неизвестные величины и
494. Два упругих шара массой Решение. Для решения задачи нужно знать скорости шаров в нижней точке после соударения. Тогда высоту можно найти из формулы
Шары падают с одинаковой высоты, следовательно,
Примем направление движения шара массой Направление вектора
Так как уравнение содержит две неизвестные величины
Подставим в уравнение (3) значение
Первый корень не отвечает условию задачи, так как скорость шара массой
Знак минус означает, что шар массой
Проверка решения. Потенциальная энергия шаров до падения 495. По условию задачи 494 определите скорость и шаров при их совместном движении и потенциальную энергию Решение. В момент наибольшей деформации шары движутся как тело массой Интересно, что шары движутся в том же направлении, в котором двигался шар массой
496. Как можно определить выигрыш в силе, который дает простой механизм (лебедка, полиспаст, домкрат и т. п.), не рассматривая его устройства? Трение не учитывать. Ответ. Нужно найти отношение путей, которые проходят точки приложения сил на концах механизма. 497(э). Определите, пользуясь решением предыдущей задачи, какой выигрыш в силе дает школьный гидравлический пресс, учитывая и действие его рукоятки как рычага. Трение не учитывать. 498. С помощью блоков на высоту Решение. При использовании данных блоков проигрывают в два раза в расстоянии
Какую силу развивает домкрат, имеющий рукоятку длиной Решение: Для одного оборота рукоятки
|
1 |
Оглавление
|