Главная > Методика решения задач по физике в средней школе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

8 КЛАСС

ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИНЕМАТИКИ

1. Система отсчета. Относительность механического движения. Сложение перемещений

Решение задач по данной теме должно углубить понятие об относительности механического движения и выработать у учащихся умение пользоваться для определения положения тел прямоугольными системами координат. При этом, как правило, решают задачи о движении материальной точки на плоскости или по прямой.

Наибольшую трудность представляют задачи на сложение перемещений, требующие известного пространственного воображения, усвоения новых понятий и действий с векторными величинами.

Учащиеся должны твердо усвоить и не смешивать понятия «путь» и «перемещение» тела.

«Длина пути», или, как мы будем говорить для краткости, «путь», — величина скалярная. Она равна длине траектории, по которой двигалась точка. «Перемещение» же — величина векторная. Оно равно отрезку прямой, соединяющей два последовательных положения точки, и направлено от ее начального положения к конечному.

На примере сложения перемещений учащиеся должны усвоить общее правило сложения векторов, согласно которому векторы располагают один за другим так, чтобы начало каждого последующего примыкало к концу предыдущего. Вектор, соединяющий начало первого вектора с концом последнего, представляет собой сумму всех векторов или результирующий вектор. Учащиеся должны также уметь складывать векторы по правилу параллелограмма.

Из-за недостаточной математической подготовки учащихся сложение перемещений выполняют главным образом графически. Только результирующая двух перемещений, направленных под прямым углом друг к другу, может быть найдена аналитически — по теореме Пифагора.

310. Выберите системы отсчета, относительно которых человек, едущий в поезде, находится в пркое, и относительно которых движется.

311. Докажите, что покой любого неподвижного относительно земли тела (дерева, здания, гор и т. д.) не является абсолютным.

312. Глядя в окно вагона на соседний поезд, один мальчик сказал: «Наш поезд поехал назад». А другой возразил: «Это соседний поезд поехал вперед». Как решить, кто из них прав? В какой системе отсчета можно решить эту задачу?

Ответ. Нужно посмотреть на полотно железной дороги. Задачу можно решить в неподвижной системе отсчета, связанной с землей.

313. Поскольку движение относительно, то можно утверждать что Земля движется относительно Солнца, а Солнце движется относительно Земли. На этом основании церковники пытались примирить научно обоснованную систему мира Коперника с узаконенной церковью системой Птолемея. В чем ложность этой попытки с физической точки зрения?

Ответ. Церковники умышленно подменяли один вопрос другим. Противоречие взглядов Коперника и церкви заключалось не в том, что принять за условно неподвижную систему отсчета для описания движения небесных тел, а в том, каково действительное строение солнечной системы, в центре которой, как доказал Коперник, находится Солнце, а не Земля, как утверждал Птолемей.

При формировании понятий о пути и перемещении вначале следует рассмотреть примеры прямолинейного (№ 34), а затем криволинейного (№ 314, 315) движения тел.

314. Автомобиль проехал по улице потом свернул вправо и проехал еще по переулку. Считая движения автомобиля по улице и переулку прямолинейными, найдите путь автомобиля и его перемещение.

Решение 1. Вначале задачу решают качественно, выпрлняя от руки без точного соблюдения масштаба рисунок, подобный рисунку 66,а. Затем выбирают масштаб, например В выбранном масштабе откладывают отрезок указывая стрелкой направление перемещения из точки А в точку В (рис. 66, а). Затем под прямым углом вправо откладывают отрезок Путь автомобиля а перемещение равно

Решение 2. Перемещение находят по правилу параллелограмма (рис. 66,б).

315. Огибая остров, корабль проплыл на север, на северо-восток и на восток. Найдите путь, который прошел корабль, и его перемещение. На сколько километров переместился корабль к северу и востоку?

Решение. Масштаб Проводим вертикальную и горизонтальную оси координат и откладываем с учетом величины и направления векторы Соединяем начало и конец и получаем результирующее перемещение а, численно равное

С помощью осей координат определяем, что корабль переместился на 20,5 км к северу и на 18,5 км к востоку (рис. 67).

316. Положите на лист клетчатой бумаги угольник (рис. 68) и перемещайте его вдоль прямой А В на некоторое расстояние. Одновременно двигайте карандаш по направлению движения угольника, против движения, перпендикулярно к нему, по гипотенузе.

Измерив перемещение угольника и перемещение карандаша относительно угольника, проверьте, выполняется ли правило сложения перемещений для этого случая.

Решение. В этой задаче учащиеся встречаются со сложным движением: движение карандаша по отношению к неподвижной системе отсчета (бумаге) геометрически складывается из относительного движения в подвижной системе (угольник) и переносного движения подвижной системы (угольника) по отношению к неподвижной. Эти термины нет надобности сообщать учащимся, но приемы сложения перемещений для сложного движения они должны усвоить.

317. На вертикально поставленную дощечку приколите лист клетчатой бумаги и подвесьте в точке С (рис. 69) грузик на нитке,

Рис. 66.

Рис. 67

Рис. 68.

перекинув ее через карандаш а. Перемещайте карандаш в горизонтальном направлении и отмечайте положение груза. По данным опыта найдите перемещение грузика в вертикальном направлении, горизонтальном направлении и полное его перемещение.

Рис. 69

1
Оглавление
email@scask.ru