Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
10.4. Вычисление потенциаловМы приведем здесь простейшие примеры явного вычисления потенциалов. Такое вычисление в рассматриваемых примерах становится возможным с помощью следующих средств: а) соображения симметрии; б) уравнение Пуассона, которому удовлетворяют потенциалы; в) теоремы о скачках; г) асимптотика на бесконечности. Как правило, из рассмотрения всех этих аспектов мы получаем даже избыточную информацию, позволяющую проверить результат. Пример 10.1. Потенциал равномерно заряженной сферы. Пусть Г — сфера радиуса R в Прежде всего, из соображений симметрии ясно, что
Здесь А, В, С, D — вещественные постоянные, которые нам необходимо определить. Прежде всего, Для определения трёх оставшихся постоянных нужны ещё три условия на и. Их можно получить многими способами. Укажем простейшие из этих способов. 1°. Непрерывность
2°. Из определения Отсюда 3°. Рассмотрим интеграл, определяющий
Отсюда ясно, что Из
Это значит, что вне сферы потенциал такой же, как если бы весь заряд был сосредоточен в центре. Таким образом, однородная сфера притягивает находящиеся вне её заряды так, как если бы весь её заряд был помещен в центре. Этот факт впервые был доказан Ньютоном, рассматривавшим гравитационные силы (Ньютон доказывал эту теорему иначе: с помощью непосредственного рассмотрения интеграла, дающего силу притяжения). Укажем ещё другие соображения, которые могли быть использованы для получения уравнений на А, С, D. Теперь мы можем использовать их для проверки результата. 4°. Скачок нормальной производной потенциала и на сфере должен быть равен что согласуется с найдённым значением D. 5°. Значение потенциала
что согласуется с найденным значением Пользуясь полученным результатом, можно сразу найти притяжение (и потенциал) равномерно заряженного шара, суммируя потенциалы (или притяжения) сферических слоев, составляющих шар. В частности, шар притягивает находящийся вне его заряд так, как если бы весь заряд шара был сосредоточен в его центре. Пример 10.2. Потенциал двойного слоя сферы. Рассматривается сфера радиуса R, по которой равномерно распределены диполи с плотностью дипольного момента Потенциал двойного слоя здесь — интеграл (10.5), где
Вычислим этот потенциал. Это можно сделать теми же средствами, что и в предыдущем примере. Однако можно сразу увидеть, что Пример 10.3. Потенциал равномерно заряженной плоскости. Определим и вычислим потенциал равномерно заряженной плоскости, с поверхностной плотностью зарядов Мы укажем два из них. Первый состоит в том, чтобы сохранить основное уравнение
и наибольшее возможное количество свойств симметрии потенциала (физики часто определяют величину из соображений симметрии, не задумываясь о том, чем заменить первоначальное определение). Если бы интеграл (10.4) в нашем случае сходился, то было бы выполнено уравнение (10.19) и следующие свойства симметрии: а) и не меняется при сдвигах вдоль нашей плоскости, т.е. б) и инвариантно при симметрии относительно выбранной плоскости, т.е. Теперь попробуем вычислить функцию Из уравнения (10.19) ясно, что функция
Уравнение (10.19) означает, кроме того, выполнение теоремы о скачках, т. е. непрерывность и на Г (отсюда
Мы закончили вычисление u. Вспомним теперь, что наша основная цель — вычислить Укажем ещё два эквивалентных способа определения потенциала u. Во-первых, можно найти Е по закону Кулона (Е задаётся, как легко сообразить, сходящимся интегралом!) и затем определить и из соотношения Поскольку свойства симметрии, очевидно, выполнены, а уравнение Наконец, третий способ аккуратно определить u — перенормировка заряда в интеграле, задающем потенциал. Мы подробно комментировали этот способ при нахождении потенциала нити в § 4. Поэтому теперь мы не будем на нём останавливаться, предоставляя читателю восполнить подробности в качестве упражнения.
|
1 |
Оглавление
|