9. Полиамиды
Уоллес Карозерс (1896—1937) уже был известен как один из лучших американских органиков, когда директор исследовательского отдела компании «Дюпон де Немур» пригласил его (из Гарварда) в Уилмингтон с обещанием, что он сможет продолжать свои фундаментальные исследования. Несколько лет спустя в результате административной реорганизации у Карозерса появился новый патрон, взгляды которого не отличались широтой, свойственной его предшественнику. Он сразу же стал настаивать на том, чтобы Карозерс ограничился прикладными исследованиями. Результаты не заставили себя ждать — Карозерс изобрел полиамиды (или найлон). Через несколько месяцев ученый покончил с собой в номере гостиницы. Он был потрясен смертью своей сестры, к которой был очень привязан, однако, весьма вероятно, что его депрессия имела и другую причину, связанную с новым оборотом, который приняла его научная карьера.
Полиамид найлон-66 получают конденсацией адипииовой кислоты, содержащей шесть атомов углерода, с гексаметилендиамином также с шестью атомагли углерода в молекуле при Из этого
сополимера получают искусственные волокна для изготовления одежды, армирования шин, изготовления подшипников и т. п.
За последние годы большую популярность приобрели полиамиды, образующиеся из ароматических мономеров. Например, конденсация хлорангидрида терефталевой кислоты (дихлортерефтала-та) с -фенилендиамином дает кевлар. Такие полимеры обладают прекрасной термической устойчивостью (что определяется наличием ароматических циклов) и очень хорошими механическими свойствами. Кевлар находит применение при изготовлении пуленепробиваемых жилетов и парусов для гоночных яхт, из него делают арматуру для радиальных шин и сверхлегкие летательные аппараты и т. п.
Прочность кевлара в пять раз выше, чем у стали, и в 10 раз выше, чем у алюминия (в расчете на ту же массу). Он устойчив к растяжению, которое сопровождается меньшим разогревом, что и определяет его широкое применение при изготовлении каркаса для пневматических шин. Жизнь одного из знаменитых автогонщиков мира, Нельсона Пике, была спасена благодаря каске из кевлара.
Волокно кевлар производится в США с 1972 г. по технологии, разработанной в начале 60-х гг. В 1988 г. началось производство этого материала в Великобритании; общий объем его составляет около 7000 т в год, что должно удовлетворять потребности Европы.
Литература.
(см. скан)