Рис. 1.69.
Так как по условию движение равномерное, то длина дуги
и
Для того чтобы увидеть,
происходит при повороте вектора скорости, перенесем векторы
параллельно самим себе 8 точку А и построим треугольник, показанный на рис. 1.69. Из этого треугольника видно, что для поворота вектора скорости за время
оказывается необходимым к вектору
добавить некоторый дополнительный вектор
Этот добавочный вектор приращения скорости
направлен противоположно радиус-вектору
и одновременно перпендикулярен вектору скорости
которую тело имело в точке А. Следовательно, можно сделать такой вывод: для поворота вектора скорости на малый угол к нему нужно добавить вектор, перпендикулярный к самому вектору скорости и направленный в сторону вогнутости траектории.
Найдем модуль вектора
Если угол
достаточно мал, то его значение в радианах (см. рис. 1.69) определяется следующим образом:
Сравним это выражение с ранее полученным:
Приравняв правые части этих двух выражений, получаем
Таким образом, мы нашли модуль вектора приращения скорости
который нужно добавлять к вектору скорости
для изменения его направления.
Мы убедились, что для изменения направления вектора скорости
необходимо добавлять к нему вектор
Этот вектор приращения скорости
должен быть перпендикулярен самому вектору скорости
V и должен иметь модуль
Будет правильным, если мы за количественное выражение нормального ускорения
показывающего, как быстро меняется
Рис. 1.70.
Рис. 1.71.
направление скорости в точке А, примем отношение приращения
ко времени
Итак: модуль вектора нормального ускорения прямо пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален радиусу окружности.
Из проведенных рассуждений видно, что нормальное ускорение — вектор, направленный перпендикулярно вектору скорости в сторону вогнутости траектории (рис. 1.70).
Нетрудно увидеть, что полученные нами выражения для нормального ускорения справедливы не только для движений по окружности, но и для движений по любым криволинейным траекториям. Действительно, для любой кривой линии мы всегда можем построить окружности, соприкасающиеся с этой кривой в любой нужной нам точке (рис. 1.71). Тогда при расчете нормального ускорения мы можем заменить дугу траектории А В соответствующей дугой соприкасающейся окружности, повторить все расчеты и получить то же самое выражение для
Еще раз подчеркнем, что оба ускорения, тангенциальное и нормальное, по своей физической природе одинаковы. Оба они выражаются через отношения приращений скорости к приращению времени. Только они выполняют разные служебные обязанности: тангенциальное ускорение изменяет модуль скорости, а нормальное ускорение изменяет ее направление. Одинаковость физической природы означает, что оба ускорения могут вызываться только одинаковыми причинами.
Итак, мы нашли выражения для тангенциального и нормального ускорений, справедливые для движений по любым траекториям, доказали, что они являются векторами.
Рис. 1.72.
Этим самым мы доказали, что и полное ускорение — тоже вектор, потому что оно представляет собой сумму
Допустим, например, что тело движется равноускоренно по окружности радиуса
Тангенциальное ускорение будет постоянно, направлено по касательной и равно
Нормальное ускорение направлено к центру окружности и равно
Полное ускорение будет вектором, равным сумме векторов
направленным под углом а к радиусу. Модуль полного ускорения можно найти по теореме Пифагора:
Угол а, который полное ускорение а составляет с радиус-вектором
движущейся точки, будет определяться уравнением