Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 56. Пример решения сложной задачиПроследим порядок действий на примере решения сложной задачи. На невесомой и нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок В, подвешен груз массой Первый этап. Будем рассматривать движения тел относительно Земли.
Рис. 2.35.
Рис. 2.36. Оба тела могут совершать относительно Земли прямолинейные движения по вертикали. Ускорения тел будут разными по модулю и направленными в противоположные стороны. Движения тел связаны между собой: когда одно из них опускается, другое поднимается. Связь между движениями возникает из-за нерастяжимости нити. Все движения грузов могут быть только такими, при которых длина нити остается постоянной. Второй этап. На каждое из тел действует со стороны Земли сила тяжести. Для этих сил известны направления и модули (рис. 2.36). Обе силы направлены по вертикали вниз и равны
На первое тело, кроме силы тяжести, действует еще сила натяжения нити На второе тело, кроме силы тяжести, действуют еще силы натяжения двух частей нити, удерживающих блок А. Обе эти силы направлены вверх. Так как по условию задачи нить и блоки невесомы, то натяжение нити во всех точках можно считать одинаковым. Поэтому можно сказать, что на груз Третий этап. Условимся для всех векторов считать направления вниз положительными, вверх — отрицательными (рис. 2.36). Четвертый этап. На тело иметь вид
Для второго тела уравнение второго закона Ньютона запишется в виде
Обратим внимание на то, что нельзя заранее сказать, куда будут направлены ускорения Пятый этап. На первом этапе решения задачи было отмечено, что движения грузов не являются независимыми. На эти движения наложено ограничение: во время движения длина нити должна оставаться неизменной. Допустим, что груз
(знак минус указывает на различие в направлениях движений грузов). Это соотношение между расстояниями, пройденными телами, справедливо для всех моментов времени. Следовательно, оно должно быть справедливо также для скоростей и ускорений, которыми будут обладать тела в любой момент времени, т. е. во время движения системы должно соблюдаться уравнение
Это уравнение выражает заданную в задаче связь между движениями. Оно и будет недостающим уравнением для решения задачи. Проведем окончательную проверку полноты полученной системы уравнений При решении задачи мы нашли: уравнения второго закона Ньютона
Рис. 2.37. уравнение связи между движениями
Получена полная система уравнений с неизвестными Шестой этап. Решение системы уравнений дает следующие формулы:
Обратим внимание на то, что если масса груза
Если
Если же
Таким образом, алгебраическое решение полученной системы уравнений не только позволило получить формулы для определения неизвестных величин, но и указать условия, при которых тела будут совершать те или иные движения. Седьмой этап. В рассматриваемом примере массы тел заданы в единицах системы
Первый груз с ускорением В рассмотренной сложной задаче пришлось использовать все этапы решения. В большинстве случаев, с которыми вам придется сталкиваться, пятый этап оказывается излишним, и решение задачи значительно упрощается. После детального разбора конкретного примера еще раз составим краткую сводную таблицу последовательных этапов рассуждений и действий, которые нужно производить при решении задач. При решении любой задачи на применение законов Ньютона необходимо: 1) провести качественный анализ характера всех возможных движений тел; 2) указать все силы, действующие на каждое тело; 3) условиться о положительных и отрицательных направлениях для сил и ускорений; 4) написать уравнения второго закона Ньютона для любого возможного движения каждого тела; 5) отыскать уравнения, недостающие для полноты системы; 6) провести алгебраический расчет; найти формулы для определения неизвестных величин; 7) привести числовые значения всех величин в одну систему единиц; провести арифметический расчет; проверить решение.
|
1 |
Оглавление
|